Фильм был встречен критикой очень плохо, назван клеветой на советскую действительность, а главный герой - карикатурой на советскую молодежь.
Ах, какие глупые критики, какие идиоты - мешали искусству ставить проблемы.
В последнее время я очень с подозрением стал относиться ко всем перестроечным мемам. Подавляющее большинство из них - полное вранье, почти все остальное - полуправда. И даже там, где они правдивы, это такая правда, которая никому на пользу не идет.
Вот и объявлять всех критиков времен застоя идиотами - такой же мем. Не были они идиотами и были по-своему правы, только внятно выразить свою мысль не могли.
Конечно же, недотепа Кузяев - не карикатура, такой тип был достаточно распространен. Но... так уж повелось, исторически сложилось, что в СССР кино выполняло роль трансляции идеала - оно показывало не просто жизнь, как она есть, но жизнь, как она должна быть. Так его воспринимали власти, но так же его воспринимали и зрители. Короче, все, кроме творцов.
Поэтому показывать такого типа означало именно что пропагандировать карикатуру на идеал советского человека.
Конфликт между двумя функциями кино - показа образцов, устремленной в будущее, и аналитической, направленной на настоящее, даже не был внятно проговорен, не говоря уж о решении.
Просто явочным порядком идеальная функция кино в 70-е годы все уменьшалась и уменьшалась, что сыграло какую-то (и, наверное, немалую) роль в эрозии советских идеалов.