gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

"Асса", 1987 г.

Первая волна перестроечной мути. Правда, этот фильм еще можно всерьез обсуждать, в отличие от его кровных младших братьев - "Красной розы" и "Дома под звездным небом". Те - сразу в печку.

Заметно, что "Асса" снята (пока еще) профессиональным режиссером, по общей манере неуловимо напоминает "Сто дней после детства". Даже Друбич та же самая, как обычно пассивная, пассивно разрывающаяся от любви на две стороны.



Основной идеей фильма было "Выпустите нас на сцену, мы вам покажем... Вы замшелые совки, а мы вам покажем как надо". Выпустили, даже денег дали. Ну и что мы увидели?

Как повеселились деятели из какой-то мелкой тусовки (Ленинградский рокк-клуб, что ли?). Что-то типа выплеска гноя из воспаленного аппендикса.

Уже название фильма - "Асса" сбивает с толку и никакого содержания к сюжету не имеет. Якобы это закричал Ной, вышедший на берег. Причем здесь Ной? И в какой библии Соловьев это вычитал? Не иначе, как в мормонской. В канонической версии ничего такого нет.

Действие якобы происходит в 1980 году. Не поленились даже выставить большой портрет Брежнева. Однако атмосфера совершенно перестроечная, все эти мальчики Банананы, даже бабы в фильме имеют характерный перестроечный вид, был тогда такой особый тип. Вот только не знаю, или одни и те же артистки из фильма в фильм кочевали, или мода именно такая была - на длинноногих носатых лошадей.

В общем, на 1980 год не похоже ничем. В 1980 году этого Бананана (ох и имечко же себе выбрал) стащили бы за ноги со сцены сами отдыхающие, чтобы не пел всякую чухню.

Герои - как обычно для перестройки - сферические в вакууме, то есть составлены из нестыкующихся элементов и в реальной жизни существовать не могут.

Бананан, якобы такой не приспособленный к жизни, живущий якобы только в мире своих снов, обладает очень даже хорошо подвешенным языком и весьма развязными манерами. Его предполагаемая социофобия ничуть не мешает ему каждый день петь на сцене перед толпами народу, а его предполагаемая чистота и наивность не препятствуют сшибать деньги за левые концерты.

Еще похлеще Крымов. Это опытный матерый цеховик, но организации подпольных производств ему мало. Он специализируется еще и по раритетам: крадет скрипки Гварнери. Не брезгует и "мокрыми" делами, лично участвует в убийствах. А еше у него в Ялте есть целая банда уголовников, готовых на все, он знает весь преступный мир, запросто может выехать за границу. Ну прямо профессор Мориарти.

Крымов живет не таясь, на виду у всех, в лучшей ялтинской гостинице, а милиция сбилась с ног в его поисках - и это после неоднократных отсидок. Более того, милиционеры его прекрасно знают, отдают ему честь, и в то же время не могут найти. Что за детский сад?

Крымов швыряется направо и налево деньгами, а милиция опять-таки ничего не замечает. Разговаривает он барственно и привык, что все его желания немедленно выполняются. Только непонятно, где он этому научился - на скамье подсудимых или, может быть, в зоне?

Впрочем, Крымов хоть чем-то занимается, по крайней мере, интересуется искусством. Бананан же полностью невежественен - слово curtain читает через первую "с" и не в состоянии посчитать до трех слово "нет" в своей же собственной песне. Кстати, песен он тоже не сочиняет, как могло бы показаться, а поет мантры какого-то бога Гребенщикова. Гребенщиков, хоть и бог, но песни у него на редкость дрянные, поэтому когда Банаана в конце концов прирежут, редкий зритель не может сдержать вздоха облегчения.

В 1987 году нам тыкали этим фильмом в нос и вопили: смотрите, мол, как МЫ живем. А так жить НЕЛЬЗЯ!

К сожалению, тогда не нашлось никого, кто бы встал и сказал:

- Извините, даже если выкниуть явные нестыковки, то два этих персонажа совершенно маргинальны. И подпольный цеховик, и дохлый роккер к НАМ никакого отношения не имеют. Так жить, может, и НЕЛЬЗЯ, даже точно - НЕЛЬЗЯ, а так, как мы живем - как весь народ живет, так очень даже МОЖНО.

Если Соловьев хотел изругать советскую власть, то у него ничего получилось. Советская власть даже такому никчемному бездельнику как Бананан дала кров и еду. Работает он по минимуму, а живет очень даже неплохо. Один содомитский паричок чего стоит - явно заграничный. О "Ямахе" в 1980 году (!) я вообще молчу.

Поколение дворников и сторожей, блин. Как там сейчас, получается сидеть в уютной теплой кочегарке и ваять нетленку? Или элементарно жрать нечего будет?

В фильме полно глупых ляпов и каких-то странных мест. Вся сцена с кирпичом и коммунальной квартирой производит совершенно глупое впечатление своей полной неправдоподобностью и опереточностью. Преступники, включая Крымова, выглядят полными идиотами, мент ничуть не лучше.

Сцена в Никитском саду, когда фальшивиые журналисты снимают всех подряд, - полная чушь. Непонятно, откуда милиционеры узнали, что Крымов приедет именно в сад, во сколько и куда конкретно - там все-таки тысяча гектаров.

Сцена псевдосъемок курортников еще смехотворнее. Надо понимать, что там не только фотограф подставной, но и все отдыхащие.

Когда труп Бананана несут в воду, прекрасно видно, что его плащ разрезан на спине, хотя резали этого креативщика в сердце. Наверное, в заднем сиденье сидел еще один Альберт, который пособил в нужный момент.

Бананан решил шокировать Крымова "Мочалкиным блюзом", однако не рассчитал, что большинство жаргонных выражений, там использованных, никому не известны за пределами ленинградского рокк-клуба. Крымов, хоть и уголовник, но все-таки любитель классической музыки и с роккерами не тусовался. Так что сатира прошла мимо цели.

Ресторанный оркестр покорно исполняет всяких "Козлодоевых", хотя музыканты прекрасно знают, что заказчику это не понравится и денег с него они не получат. Но никто не пытается остановить солиста и порекомендовать ему более нейтральный репертуар.

Некоторые сцены введены только в идеологических целях и никакой другой нагрузки не несут.

Сцена с майором-самозванцем никак не играет на сюжет, введена разве что для издевательства над памятью Гагарина.

Вся эпопея с Альбертом рассчитана на выжимание слезы, хотя, вообще говоря, Крымов там совершенно ни при чем, если Альберт еще в молодости впутался в темные дела.

Ну а пресловутая серьга... Нет уж, ребята, вы определитесь, какая у вас на дворе политическая атмосфера. ИЛИ у нас жуткий тоталитаризм, но тогда ни до какой серьги бы не дошло. После первого публичного исполнения какого-нибудь "Старика Козлодоева" кровавая гебня ворвалась бы в ресторан и расстреляла Бананана на месте, а всех остальных отправила бы в узилище. Потом расстреляла бы Крымова, а потом поехала в Ленинград и расстреляла бы торжественно Гребенщикова, а всех остальных роккеров ввергла бы тоже в узилище.

ИЛИ у нас расслабленное либеральное брежневское время. Но тогда уж, извините, никаких душераздирающих сцен с серьгой, КПЗ и уголовниками.

Это был, так сказать, антураж. Теперь перейдем к психологической стороне. Увы, и тут провал на провале.

Крымов очень любит эту самую Алику. А потом начинает ее дико ревновать. В таком возрасте это уже как-то смешно. Она  у него, что - первая женщина? Крымов к пятидесяти годам так и не узнал, что молодые девушки любят молодых и длинноногих?

Далее он ведет себя совсем так, что это не лезет ни в какие ворота. Ладно бы, ему было пятнадцать лет, первая любовь, все такое - так нет, возраст уже вполне солидный, скоро и на пенсию пора. Самое умное, что он мог бы сделать в этой двусмысленной ситуации - это немедленно забрать Алику и куда-нибудь уехать, пока игры с коммуникационной трубой и катания на канатке не перешли в факт пошлой физической измены.

Этого он не делает. Ладно, допустим, у него срочные криминальные дела и бросить их он не может. А вот что он делает:

1) Во-первых, плавательными упражнениями демонстрирует Бананану, что он еще неплохо сохранился и достаточно мощен. Не думаю, что пацану это было сильно интересно. Эти демонстрации было бы гораздо уместнее провести перед Аликой.

2) Во-вторых, демонстрирует Бананану свою крутость на ипподроме. Тоже не в кассу - неужели такой опытный преступник не соображает, что Бананан (тьфу ты, ну что за имя ему выбрали, пальцы на клавишах спотыкаются) несколько не от мира сего (так по сценарию, во всяком случае) и не впечатлится пачкой денег?

3) В-третьих, тычет эти деньги в морду и приказывает немедленно убраться из города - как в поганом американском боевичке. Кто же стерпит такую грубость? Куда и делась обходительность и культура. Разве цеховику не положено тонко играть на человеческих чувствах?

4) В-четвертых, не добившись своего предыдущими глупыми действиями, он решает прирезать Бананана. Тот - наивная душа  (так по сценарию) с пачкой денег спокойно садится в машину с откровенными уголовниками, с человеком, который его чуть не утопил. Ладно. Уголовники спокойно режут креативщика, ничуть не смущаясь, что друг убиваемого его заметил в машине и мог записать номер, а также запомнить преступников. Вместо того, чтобы тихо свернуть операцию, они устраивают голливудские гонки, сбрасывают преследующую машину в кювет, но ничуть не шевелятся проверить, остался ли там кто живой.

5) В-пятых, после убийства ему надо срочно уезжать, бросив на произвол судьбы все свои срочные уголовные дела. И чего было раньше не уехать, без всего этого драматизма?

Ну и кто он после всего этого? На кого больше похож - на опытного матерого преступника или на идиота?

На место невинно убиенного Бананана берут Цоя, только что вылезшего, очевидно, из кучи угля. Документов у него нет на том основании, что он - поэт. Как там говорил Некрасов - "хоть ты и поэт, а гражданином быть обязан". Раз так поэт, так что - законы можно не выполнять, что ли? Эдак и Крымов скажет, что он поэт - может, он в молодости чего сочинял. Соловьев нам снова пытается подсунуть тоталитаризм. Ну ничего себе тоталитаризм - пришел какой-то хрен из кочегарки, без документов, не дослушал даже должностной инструкции и сразу выскочил на сцену петь какую-то ерунду. Это не тоталитаризм, это полная анархия.

Кстати, что там по поводу поэтов говорит исторический опыт цивилизованных демократических свободных стран? Франсуа Вийон, Жан Жене?

Давайте послушаем, что же там такое поэтическое поет Цой.

Сигареты в руках, чай на столе, газ горит, календарь на стене висит - какие-то бытовые натюрморты. Впрочем, какого кругозора ждать от кочегара-недоучки?

Припев, правда, не бытовой - хотим, дескать, перемен. Каких - из песни непонятно. Чай в руках, сигареты на столе, что ли?

Наверное, эта песня как-то связана с сюжетом фильма, смекаем мы. Поскольку фильм о том, как молодые и красивые роккеры уводят девушек у пенсионеров, то надо полагать, Цой требует, чтобы все было наоборот. Чтобы молодые девушки любили солидных денежных мужчин и отвергали молодых нищебродов.

Так оно и получилось. Пока Цой пел, закатив глаза, токовал как глухарь, за его спиной втихую поменялся весь состав оркестра, а ресторан приватизировали и разнесли по бревнышку.

Бананан из роккеров не от мира сего подался в помощники депутата Госдумы. Гребенщиков стал самым натуральным облезлым папиком , по-прежнему блеет свои бессмысленные песенки, но никому уже не интересен. В 2003 году получил из рук кровавой гебни - президента Путина - орденок "За заслуги перед Отечеством", но всего лишь четвертой степени. Козлам-провокаторам больше и не положено, они ведь только отвлекали внимание, а заслуги более высоких степеней устраивали совсем другие фигуры.

Вот такая асса получается.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments