gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Вы не партнеры, вы халявщики

Очень меня удивляют новорусские предприниматели. Будучи, по cуществу, жадными криворукими халявщиками, воровитыми, падкими до дармового труда, сами себе они представляются совершенно волшебными фигурами - принцами в алой мантии, рождающимися раз в столетие. Воображают они себя благодетелями, отцами родными, без неустанного попечения которых и земля перестанет родить, и женщины рожать.

Оказывая весьма посредственные управленческие услуги, они снимают за них львиную долю прибыли. Этим, очевидно и объясняется их ярый антикоммунизм - ведь КПСС брала за свои услуги смешные копейки, а ухитрялась при этом дирижировать, объединяя в одном проекте, сотнями заводов.

Имел я тут на днях беседу, скорее всего, не с самим предпринимателем нувораш, а, судя по стилю и начитанности, с молодым человеком, перенюхавшимся либеральных идей. Есть у нас такой парадоксальный тип людей: по социальному статусу - люмпен-интеллигенция, но за олигархов пасть порвут, причем вполне безвозмездно. В общем, идеалисты набекрень.

Разговор был для меня поучителен, поэтому привожу его здесь. Это часть более длинной дискуссии, в которой участвовали десятки пользователей. Найти ее можно по адресу: http://lex-kravetski.livejournal.com/310658.html. Речь зашла о том, что работодателям неплохо бы оплачивать переобучение своих работников.

ichthuss
Будьте добры, объясните, почему я должен за свой счёт вас переучивать, да ещё и на то, что нравится вам?
...
Вы не поняли. Мне не жалко, пожалуй, денег на ваше переобразование. Вопрос в другом: с какой стати вы считаете, что я _обязан_ за вас платить?


(Пафос-то, пафос какой, а?)


Я вам объясню, почему. Нанимая работника, вы не платили ни за его обучение, ни за его воспитание, то есть получили это все на халяву. Поэтому в качестве компенсации обеспечьте хотя бы переучивание работника.

ichthuss

Хорошо, давайте подойдём с этой стороны. Человек пошёл получать образование. Либо он, либо кто-то другой для этого отказался от некоторых нынешних благ в расчете на блага будущие и оплатил учёбу этого человека. Обмен нынешних благ на будущие суть инвестирование, таким образом, в результате подобной инвестиции человек приобрел капитал в виде знаний, за счёт чего он может гораздо эффективнее работать, производить больше благ и иметь лучший уровень жизни. Именно в рассчете на это и делались инвестиции. Таким образом, самим тем фактом, что я этому человеку как имеющему образование плачу больше, чем необразованному, я оплачиваю вложения, которые пошли на его образование. А уж что с ними делать - отложить на второе образование, сдать в кассу взаимопомощи и застраховаться от потери работы - его личное дело.


(За образование он платит, вложения оплачивает - вы только посмотрите. Обнять и плакать)

Вообще-то я имел в виду обучение будущего работника в школе и воспитание до работоспособного возраста. Вы в этом процессе уж точно никак не участвовали и никаких затрат на него не несли.

Но если хотите рассмотреть пример повышения квалификации, извольте. Цифры, естественно, условные.

На вашем заводе работает токарь Петя, который делает 30 деталей в день, цена которой 100 рублей. Итого, он дает продукции на 3000 руб. в день, из которой получает зарплату, допустим, 300 руб. в день.

Горя тягой к образованию, он не пьянствует и не предается другим порокам, которые так раздражают российских работодателей (у рабочих, естественно. Сами они эти пороки любят). Вместо этого он в свободное время заканчивает курсы повышения квалификации.

Теперь он делает 50 деталей в день и получает за них 500 руб. в день.

Ура! Ура! "Вы оплачиваете вложения, которые пошли на его образование". Но, позвольте, причем здесь образование? Токарь теперь делает в день больше деталей и, соответственно, получает большую зарплату. Вы оплачиваете ему производство этих лишних деталей (прихватывая большую часть себе), а уж никак не его образование.

С тем же успехом его напарник токарь Вася, желая посетить в выходной падших женщин, может напрячься, оставшись на неофициальную сверхурочную работу, сделать за ночь 20 лишних деталей и получить те же самые 500 рублей, причем без всякого образования.

Повторю еще раз: вы платите грамотному токарю не за образование, а за лишние детали, да еще экономите на лишнем станке, который пришлось бы покупать, если бы на недостающие 200 деталей надо было нанимать еще одного работника.

Поскольку в образовании этого токаря вы никаким боком не участвовали, то лишние детали и экономию на станке вы получаете на халяву. Фактически, работник своим образованием принес основные выгоды вам, а не себе.

И это еще хорошо, что токарь Петя работает сдельно. Потому что офисный клерк Иннокентий, за 10000 в месяц обрабатывающий ежедневно 30 заказов, тоже может загореться тягой к науке и изучить нормализацию баз данных, макросы MS Word, а также язык Бейсик. В результате он сможет обрабатывать в день 50 заказов за все те же 10000 в месяц. А то еще и лишней работы навесят.

Видите: на самом-то деле никакие вложения в образование вы не оплачиваете и даже мысли такой не имеете. Я бы даже сказал, между работником и его образованием выступаете третим лишним, грузящим человека работой, ворующим его свободное время и потому образованию только мешающим. Так что не льстите себе. Лучше ежедневно повторяйте: я бизнесмен, я предприниматель, я жадный криворукий халявщик, мне стыдно.

Примечание: обращение "Ты" и инвективы следует считать риторическими и обращенными к классу предпринимателей в целом, а не к конкретному собеседнику.
Subscribe

  • (no subject)

    ...А в следующей инкарнации Фродо стал сорокой, воровал отовсюду золотые вещи и уносил их в жерло вулкана.

  • (no subject)

    Вредоносная пчела

  • (no subject)

    - Да, были люди в наше время! - передавал древний, еще электрический комьютер, своим далеким потомкам-роботам.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

    ...А в следующей инкарнации Фродо стал сорокой, воровал отовсюду золотые вещи и уносил их в жерло вулкана.

  • (no subject)

    Вредоносная пчела

  • (no subject)

    - Да, были люди в наше время! - передавал древний, еще электрический комьютер, своим далеким потомкам-роботам.