gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

"Бразилия". Терри Гиллиам, 1985 г.

Если бы не видел сам, ни за что не поверил бы, что в Голливуде умеют снимать такие визуально роскошные, причем творчески роскошные, фильмы. Я думал, они только и умеют, что штамповать объемные взрывы (а взрываются у них не только автомобили, но и самолеты, и плохие герои, и даже электромоторы вагонов метро).

В "Бразилии" показана техническая цивилизация, но не наша, какая-то альтернативная. Причем, похоже, развилка произошла достаточно давно - чуть ли не во времена Жюль Верна. Электричество используется очень ограниченно, в основном механика и гидравлика. Даже компьютеры сделаны на механических клавиатурах, мониторы у них как бы не тоже механоэлектрически. Не удивлюсь, если информация хранится на перфокартах и выбирается табуляторами.
Архитектура и то какая-то странная - вполне логичные дома, но если вглядеться - дикого для нашего глаза вида. Что-то в них не то, а что - непонятно.
И все же это, несомненно, Англия.

По степени проработки мира и вниманию к деталям могу поставить рядом только "Кин-дза-дзу".

Сюжет, увы, подкачал и очень сильна. Режиссер то ли пытался инсценировать "1984" Оруэлла - книжку дрянную, направленную на чувства и поэтому совершенно нелогичную, то ли никак не мог от Оруэлла избавиться.

Первая серия, в которой почти ничего не происходит, хороша. Быт продуман очень тщательно и можно просто получать удовольствие от картинки.

Во второй серии начинается дурь. Увидев девушку своей мечты, Сэм начинает вести себя как полный идиот, что ни с какой стороны неправдоподобно. Его поведение нелогично ни с точки зрения нашего общества, ни современного английского, ни (что самое непростительное) альтернативно английского.

Бытие определяет сознание. Жизнь в таком забюрократизированном мире порождает соответствующих людей. Поэтому вольные эскапады и метания вместо кропотливой работы с документами лживы. Тем более, что Сэм - хакер, и знает технические внутренности государственной машины. Кроме того, Лоури, похоже, вообще не знает, зачем нужны солдаты и полицейские, и что в застенках министерства информации преступников пытают. Даже при высокопоставленной мамочке такая наивность вызывает сильное сомнение. Хорош тоталитаризм, о котором не подозревают его собственные граждане.

Похоже, что Сэм на почве своих видений в стиле фэнтези попросту малость рехнулся, а это совершенно подрывает весь дальнейший сюжет.

После ареста начинается полная оруэльщина, которая настолько глупа, что про нее даже не хочется писать. Тут тебе и пытки, и кровавая (в буквальном смысле) гебня, и жуткая бюрократическая машина, и какая-то идиотская маска (она-то для чего?). Для пыток устроили целый стадион, да еще под открытым небом, а к нему ведет узенькая-узенькая тропинка.
Ну и апофеоз - "стирание личности". Какое к черту стирание? Чем? Зубодерными щипцами или пневматической почтой? Что-то никаких других технологий я там не видел.

В общем, впечатление от фильма амбивалентное.

___________________________________________________________________________________________

По поводу этого фильма критики временами пишут полную чушь.

У одной, критикессы, например, во вполне внятной рецензии пишется, что государственная машина "заржавленная". По-моему, раз Лоури после его выходок быстро арестовали, то машина явно работает на уровне и особой смазки не требует.

В очередной раз порадовал Сергей Бережной:

поразительно точно угаданы сюрреалистические черты советской государственной машины, бережно перенесенные в государственную машину российскую

Кто о чем, а голый - о бане. Бережному в каждом увиденном фильме мерещится советский тоталитаризм, даже в "Кин-дза-дзе":

И фильм был настолько антисоветский, что было просто страшно. Как такое могли пропустить?

Пора бы уже того... посетить специалиста по обсесьонам.
Tags: впечатления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments