gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Category:

В том числе о пустой болтовне языком киноискусства

Сознаюсь - раньше я несправедливо ругал кинематограф за излишний выпендреж, за то, что в историю, которую нам показывают, напихивают всякие вещи не имеющие отношения к делу, а то и прямо противоречащие всякой реалистичности (Лем сказал бы: веристичности) .

Частично я был неправ. Человеческая жизнь завязана на памяти, мыслях и эмоциях, а у некоторых так еще и на запахах. А режиссер может показать только картинку и дать звук, больше ничего, выкручивайся тут как можешь.

Что можно сделать?

Ну во-первых, научить актеров играть так, чтобы у них все читалось на лице. Это, конечно, высший класс, русская школа, частично позаимствованная поляками и всеми остальными желающими. Каким-то образом у нас даже детей дрессировали так играть, уж не представляю, каким методом. В "Не болит голова у дятла" Асановой есть роскошная сцена без единого слова, когда влюбленные мальчик и девочка играют, кто кого пересмотрит, не моргая. При этом вся их любовь написана у них в глазах, самая настоящая. Как и чем этого добивались - выше моего ума.

Во-вторых, есть такой специфически киношный прием как монтаж. При просмотре друг за другом разных сцен, мозг автоматически связывает их друг с другом. И если в одном кадре на экране спокойное лицо героя, а в другом - спокойная гладь воды, то можно догадаться, что у героя в данный момент на душе все хорошо.

В-третьих, есть еще звуки и музыка. Ну из звуков много не вымутишь, а вот музыка кое-какие эмоции или хотя бы общий настрой фильма отразить способна.

Ну и в-четвертых, есть еще приемы, позаимствованные из арсенала сновидений. Не потому, что кино - это грезы наяву, а потому что одни и те же задачи приводят к одним и тем же решениям. Сны, конечно, могут легко изобразить чувства, просто вмонтировав их в поток впечатлений, выгрести воспоминания напрямую из памяти, но для показа абстрактных понятий им приходится их как-то визуально изображать.

Поэтому для понимания языка кино, которым так любят тыкать в глаза "дилетантам", можно прочитать "Забытый язык" Фромма или "Толкование сновидений" Фрейда, и с удовлетворением убедиться, что пороху киношники так и не выдумали, стащили готовый.

При изображении символами всегда есть опасность испортить фильм, впав в одну из нескольких ересей.

Можно забить символами весь фильм настолько, что при прочтении как истории он будет выглядеть попросту чушью или бессмыслицей. Вот как мы быдло уели - потирают при этом руки довольные креативщики. - Они хотели фильму про любовь, а мы им многослойный символизм, который надо расшифровывать как Фестский диск. А зрители попросту уходят, говоря, на хрен ты нам сдался со своими головоломками. И даже те, которые любят разгадывать кроссворды, тоже морщатся и говорят: головоломки, извините, должны иметь решение, тогда от них получаешь интеллектуальное удовольствие. А ваши символы по природе своей многозначны, указывают на все, что угодно сразу и потому бесполезны. "Угадайте, что я загадал" - а вот дулю тебе.

Другая ересь - когда символы в фильм пихают необщепринятые, а сугубо личные. Ну вот поехал режиссер в Сочи, а лето было дождливое и было скучно. А еще увидел он там синюю елку и вот эта елка для него с тех пор стала синонимом скуки. Поэтому он показывает с тех пор каждый раз елку в окне, догадайтесь, дескать, что героине с любовником скучно. А для зрителя эта елка красиво выглядит и он весь фильм недоумевает. Потом читает у критика о глубоких и тонких сравнениях и говорит: блин, вы бы хоть следующий раз словарик приложили.

Третья ересь, главным представителем которой является Тарковский, является сознательный уход от показа историй и попытки изобразить внутреннюю жизнь средствами кино. Сама задача нерешаема, как уже понятно, это желание впихать невпихуемое. Поэтому нам пытаются показать как бы сон, а в результате опять-таки выходит бред или в лучшем случае скукотища.

И вот почему.

а) спящий человек знает, что он спит, а бодрствующий знает, что он бодрствует. Во сне установлен такой специальный флажок "Сон". Когда он по каким-то причинам отключается, то результатом становится жуткая вещь - когда снится, что ты что-то делаешь наяву, и вдруг просыпаешься. Такие сны будут похлеще любого кошмара, хотя ничего страшного в них не происходит. В фильмах же, как правило, хрен отличишь, когда герою что-то снится, а когда - нет, из-за этого происходящее страшно раздражает. Господа, берите пример с Соловьева, который в "Ассе" все сны и мечты пометил четкими титрами.

б) сны зависят от психики, поэтому их структура и вид весьма индивидуальны. Поэтому сны в некоторых фильмах я воспринимаю как сны, а в других, особенно у Тарковского, как бред. Мне никогда не снится такая глупая блёклая каша из мыслей и воспоминаний.

в) самое главное - зачем мне вообще сдались сны Тарковского? У меня своих полно, и они гораздо интереснее. И есть у них одно ценное качество - они все про меня, ссылаются на эпизоды из моей жизни, и непосредственно вызывают эмоции. Быть героем своего сна классно, быть третьестепенным персонажем сна какого-то типа с болезненным эго и невнятным посылом - увольте. Да, кое-что из своих снов заимствовать можно, я бы так и делал, если бы был режиссером или сценаристом. Но только кое-что, ложащееся в канву сюжета, понятное зрителю и близкое для него. Вот, помнится, был у меня как-то сон про Бориса Хрюко, монтера телефонных автоматов, кончающийся тем, что где-то в туалете я поскальзываюсь на скользком кафельном полу, ударяюсь подбородком о раковину, и вся история про Бориса оказывается галлюцинацией, вызванной сильным ударом. В принципе, из этого можно было бы что-то вымутить в плане идеи представить весь просмотренный фильм продуктом ума, да еще и поврежденного. Не то, чтобы я это первый придумал, но по нашим временам свежо.

В общем, все хорошо в меру.

Что-то про язык искусства мне больше ничего в голову не приходит, для логического завершения, поэтому я пошел спать. Приятного киносеанса.
Subscribe

  • Претензии к большевикам

    Мне тут периодически закидывают разного рода претензии к советским коммунистам, но все они какие-то смехотворные. В стоматологии больно сверлили…

  • Смешные цифры

    Думаю, вы узнали эту фейковую табличку, которая якобы доказывает, что в СССР все республики объедали бедную Россиюшку. Я уже посвящал ей…

  • (no subject)

    Хлебопекарские дрожжи, которыми заквашивают тесто, питаются сахаром и выделяют в процессе спирт. Постепенно концентрация спирта увеличивается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Претензии к большевикам

    Мне тут периодически закидывают разного рода претензии к советским коммунистам, но все они какие-то смехотворные. В стоматологии больно сверлили…

  • Смешные цифры

    Думаю, вы узнали эту фейковую табличку, которая якобы доказывает, что в СССР все республики объедали бедную Россиюшку. Я уже посвящал ей…

  • (no subject)

    Хлебопекарские дрожжи, которыми заквашивают тесто, питаются сахаром и выделяют в процессе спирт. Постепенно концентрация спирта увеличивается…