gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Американское общество по косвенным признакам

Общеизвестно, что искусство каждой конкретной страны очень много об этой стране говорит. И не просто кадрами или событиями - тут как раз очень даже можно наврать. Но общие принципы построения не подделаешь - иначе такое искусство никому в стране не будет нужно. Правда, извлечь эти общие принципы, конечно, сложней, чем посмотреть пару американских сериалов и заявить, что в США все люди здоровые и красивые, живут на виллах и ездят на дорогих машинах.

Учебный пример. Глядя на древнеегипетские статуи и рисунки, где фараоны изображались ростом метров по пять, сложно представить, что в этой стране были распространены идеи демократии и равенства.

Теперь по делу. Самым любимым и народным из всех искусств для американцев является кино. Ну и рок-музыка. Все остальное , в общем-то, развлечения для богатых. В музыке я мало что понимаю, поэтому поглядим на пару характерных примет и попытаемся понять американцев умозрительно.

Хорошо известна так называемая зрелищность Голливуда, временами переходящая в полную тенденциозность. Вопреки всем законам физики и биологии в космосе гремят самые настоящие взрывы, герои свободно выносят удары мощностью в несколько килотонн, автомобили вспыхивают и разлетаются на куски, стоит им только перевернуться, и даже вагоны метро с электромоторами тоже как-то ухитряются взрываться огненными шарами.

Понятно, что все это сделано, чтобы пощекотать нервы посильнее. Биолог бы сказал, что тут специально задействованы сверхстимулы. Иначе ведь будет скучно и пресно - как в жизни.

Опа - выходит, что сама жизнь у американцев скучная и пресная. Вряд ли нелегальному разведчику или летчику-испытателю будет интересно смотреть экранные страсти, когда у него и в жизни таких хватает. Отсюда же растут ноги всех этих разнообразных катастроф, каждая из которых уже не раз уничтожила земной шар. Сплошные напасти - оледенения, затопления, ядерная война в разных видах, даже гигантские обезьяны.

Кроме того, выходит, что американцы - люди эмоционально тупые и бесчувственные. Затронуть их чувства можно только, если все рушится, а прямо тебе в морду смотрит дуло пистолета. Что-то более тонкое до них не дойдет. О психологических фильмах и заискаться не стоит - психологическим фильмом там считается "Молчание ягнят", наполненный под завязку маньяками.

Другой аспект этой зрелищности заключается в том, что вся она представляет собой полное вранье. Если человек попытается вести себя в жизни так, как показано в фильмах, ничем хорошим для него это не закончится. Следовательно, у общества, которое снимает такие фильмы, есть полное убеждение, что зрителю не придется ни разу в жизни столкнуться ни с космическими полетами, ни автомобильными авариями, ни побывать в драке, ни даже увидеть атомный реактор.

Зрелищность - антипод образовательной ценности. Из таких фильмов ничему научиться нельзя. Советские фильмы должны были доносить до зрителей правду, в том числе правду о законах физики. Американские должны выглядеть красиво - и все.

Отсюда вытекает, что США - страна крайне узкой специализации. Каждый сверчок знает свой шесток, сидит на нем и не рыпается. Смена шестка не предусматривается. В принципе, это логично для высоко развитой промышленной страны (поэтому она, собственно, и высокоразвита), но слабо совместимо с транслируемым вовне представлением об американцах как смелых и мужественных людях, в любой момент готовых радикально поменять свою жизнь.

И еще одна странная и необычная деталь американских уже не фильмов, но сериалов. Это закольцованное время. В этих сериалах, в сущности, никогда ничего не происходит, поэтому каждая следующая серия начинается не с того с места, где предыдущая закончилась, а с того, где она начиналась. Нет событий, меняющих мир. Особенно хорошо это заметно в мультфильмах. Малолетние дети Симпсонов за двадцать лет не выросли ни на миллиметр, так и оставшись детьми, а сам Симпсон ничуть не изменился. Всё, что происходило, имело источник снаружи и ни на йоту ничего не поменяло. В "Южном парке" это еще заметнее - в каждой серии бедного Кенни неизменно убивают и следующий раз он неизменно воскресает, причем и на это никто не обращает внимания.

Естественно, это фильмы, снятые в обществе, где жизнь крайне стабильна, расчерчена на годы вперед и никаких изменений не предполагает. Все сущее разумно и стабильно, развития нет. На этом фоне разные там "Концы истории" Фукуямы выглядят просто унылой констатацией факта.

Объединяя вышесказанное. В массе американцы ведут скучную, размеренную, предсказуемую, узко специализированную жизнь.
Subscribe

  • Азиз Несин. Босфорская болезнь

    Азиз Несин Босфорская болезнь В пятницу мне под руку случайно попалась книга. Открылась на рассказе Саита Фаика «Царь-тунец». У него…

  • Анекдот

    Во время чтения российского патриотического сегмента на ум как-то невольно приходит старый детский анекдот. Зайчонок: А мне папа компьютер купил!…

  • Кризис 2008 года

    Еще один пост по материалам книжки Ha-Joon Chang, "Economics: the user's guide". Вам никогда не было интересно, что конкретно было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Азиз Несин. Босфорская болезнь

    Азиз Несин Босфорская болезнь В пятницу мне под руку случайно попалась книга. Открылась на рассказе Саита Фаика «Царь-тунец». У него…

  • Анекдот

    Во время чтения российского патриотического сегмента на ум как-то невольно приходит старый детский анекдот. Зайчонок: А мне папа компьютер купил!…

  • Кризис 2008 года

    Еще один пост по материалам книжки Ha-Joon Chang, "Economics: the user's guide". Вам никогда не было интересно, что конкретно было…