Первые, видя наполовину полный стакан, знают, что на самом деле этот стакан почти что полный. Вторые, наблюдая тот же самый сосуд, знают, что жизнь - это юдоль скорби, и в ней есть неустранимое зло, которое прекрасно в стакане видно. Ведь то, что стакан не полный, говорит о том, что он не идеальный, что он подвержен убыли и гниению, что на него уже наложила лапу пустота, а дальше все пойдет по нарастающей и кончится очень плохо.
Причин такого разделения я не знаю. То ли это разница характеров, то ли разница в выработке мозгом соответствующих гормонов, то ли у некоторых просто не бывало серьезных трудностей. Но однозначно коррелирует с количеством стрессов, пессимизм может накапливаться, и отвращение к жизни четко начинается после последней соломинки, ломающей спину верблюду.
Теории стресса не противоречит также и наблюдение, что депрессия часто посещает лиц со слабой нервной системой - то есть особо чувствительных.
Друг друга представители этих групп не понимают и понять в принципе не могут. И тем, и другим кажется, что их собеседник отрицает совершенно очевидные и даже банальные вещи - ну вроде того, что днем светло, а ночью темно.
Пессимист слушает песни оптимиста на тему "Как прекрасен этот мир" и недоумевают: ну где он прекрасен, хоть в каком месте? Оптимисты вежливо внимают пессимистам, а про себя думают: и чего он разнылся? Потом дают полезные, на их взгляд, советы: меньше думать о плохом, а больше думать о хорошем.
Человечество с его склонностью придавать космическое звучание самым банальным вещам никак не могло пройти мимо такого умонастроя. Взгляд на мир как на отвратительное и безнадежное место облеклось в метафизические формы и возвысилось в учении гностиков.
Правда, гностицизм оказался непоследовательным. Кругом мерзость, все вокруг - скоты, и только мы - молодцы. Это, очевидно, потому, что без финальной ноты не получится сплочения группы, а, соответственно, не будет и учения, и культа. Из последовательного пессимизма получаются только невротики, тихо сдыхающие в одиночку.
Кстати, распространенность среди гностиков всяких сексуальных оргий тоже находит объяснение. Пессимизм часто развивается на почве сексуальной фрустрации у людей, которым общество на эти функции очень уж давит, или же у тех, кто не вписывается в господствующую моду. В сектах же создавалось мини-общество на других основах, и обездоленнные дорывались до желанного плода.