gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Category:

Трамвай

Хватит мне уже писать о межгалактических проблемах, можно сделать небольшой перерыв. Напишу я лучше об одном из ярких впечатлений в жизни, из тех, о которых говорят: "будет, что вспомнить".

Один раз я управлял настоящим трамваем и это было так классно...

Подробности, как я там оказался, мы опустим, как неинтересные.

Трамваем этим был старый-престарый КТМ-5, такой, что вот-вот уже рассыплется. Пантограф, как водится на этой модели, поднимался у него веревочкой, проведенной в дырку в потолке как раз за сиденьем водителя. Всякие лампочки, не говоря уже о громкоговорящей связи в салоне, были давно выломаны. Из кресла водителя чуть ли не торчала пакля, да и вообще было оно сильно низкое, может, просто неотрегулированное.

В общем, был это повидавший виды ветеран, однако же еще на ходу.

Система управления там такая. Ставишь ногу на специальную педаль безопасности. Пока твоя нога там - вагон едет. Стоит ногу убрать - сразу срабатывают тормоза.

Левую руку кладешь на контроллер - такой рычаг, вращающийся по кругу. Он же выполняет функции реверса. У него несколько позиций, от которых зависит скорость хода.

Казалось бы - чем там управлять? Ведь руля нет, в повороты трамвай входит без твоего участия. На самом деле надо управлять только скоростью - но и это отнимает немало сил. Трамвай должен ехать плавно, без рывков, с более-менее постоянной скоростью, не разгоняться сильно, ибо пути дрянные и он слетит с рельсов, но и не ползти как улитка.

Это только, если сидеть в салоне и глядеть в окно, кажется, что путь равномерен и прямолинеен. На самом деле он все время извивается как змея и - что еще усложняет дело - совершенно неровный, то ямы, то подъемы, а машина на них реагирует очень чутко. Особенно, когда сам дороги не знаешь и на любой яме судорожно цепляешься в рукоятку, чтобы побыстрее уменьшить скорость, и рука при этом затекает в неудобной позиции и ноет.

Но все равно классно. Ощущение ни с чем не сравнимое - ты управляешь не каким-то там тазиком, а огромной, пустой, но тяжелой, промерзшей насквозь махиной с сильной инерцией, механизмом, грохочущим на стыках, визжащим на поворотах, стучащим незакрепленными деталями при любом крене. В твоих руках мощь, которую ты приводишь в движение легким движением руки и она сразу же тебе подчиняется. И ты сидишь в кабине, глядишь сквозь покрытое морозными узорами стекло, закутанный в теплую куртку, а у тебя за спиной еще 15 метров железа и в каком-то смысле это всё тоже ты.

У машинистов такие ощущения, наверное, еще сильнее, но поездом я никогда не управлял, к сожалению.

Город, в котором всё происходило, поделен на две части - старую и новую. Новая находится черт знает где и отделена от старой полями и буераками. И вот представьте: трамвай скользит с горки, впереди вдалеке светятся какие-то фонари, потом широченная темная полоса, в несколько километров, где не видно ничего, а за ней огни города - там, совсем далеко. И ты плавно летишь навстречу им всё быстрее и быстрее.

Больше всего это было похоже на сон - те приятные и очень редкие сны, где становишься легким настолько, что взмываешь вверх и от земли остаются только аккуратно расчерченные квадратики. Трамвай тоже был как во сне - только лучше, потому что на самом деле.
Subscribe

  • Азиз Несин. Босфорская болезнь

    Азиз Несин Босфорская болезнь В пятницу мне под руку случайно попалась книга. Открылась на рассказе Саита Фаика «Царь-тунец». У него…

  • Анекдот

    Во время чтения российского патриотического сегмента на ум как-то невольно приходит старый детский анекдот. Зайчонок: А мне папа компьютер купил!…

  • Кризис 2008 года

    Еще один пост по материалам книжки Ha-Joon Chang, "Economics: the user's guide". Вам никогда не было интересно, что конкретно было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment