gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Matthew Alper, The Gоd Part of the Brain


Как решить проблему Бога? Все, что достоверно известно о Боге, - что это такое слово, которое существует во всех языках мира. Что же касается души, то сомнительно, чтобы якобы вечная и неуничтожимая духовная часть могла так бурно реагировать на совершенно материальные вещи типа наркотиков.

Кант правильно указал, что восприятие предметов внешнего мира зависит от воспринимающего. Соответственно, человечество обречено воспринимать внешний мир именно человеческим образом и не может вырваться за эти рамки.

Если какое-то явление наблюдается во всех культурах на протяжении всей истории, то, если устранить вероятность заимствования, можно сделать однозначный вывод - данное явление является частью природы человека и где-то закодировано генетически.

При этом само явление обычно сохраняет только внутреннюю основу, но в каждой культуре получает собственное выражение. Например, у всех людей есть способность к языку, но язык в каждой культуре разный, при том что все человеческие языки имеют единую концептуальную основу.

Аналогично, можно предположить, что каждый человек обладает "духовной" составляющей, которая находит различные выражения в разных культурах. К ней относится неистребимая мысль о бессмертии собственной души, о каких-то верховных благожелательных существах, о существовании духовного, неизменного и неуничтожимого мира.

Чтобы обосновать существование такой функции, нужно найти ей эволюционное объяснение. Оно такое. Человек - первое существо с сильным интеллектом и, соответственно, прогностической функцией. С помощью этой функции он знает, что неизбежно умрет. Кроме того, он знает, что его жизни и жизни его близких угрожают тысячи разных опасностей. В отличие от животных, человек реагирует не только на актуальные опасности, но и на предвидимые, но реагирует так же, как и животные - с помощью эмоций и физиологических реакций.

Соответственно, у человека в процессе жизни уровень тревожности становится все выше и выше, пока не зашкалит, и психика не разлетится на мелкие клочки. Чтобы это предотвратить, эволюция провела отбор людей с функцией мозга, позволяющей переключиться в духовное состояние, в котором резко падает уровень тревожности.

Все экстатические переживания описываются очевидцами как 1) исчезновение "я" 2) исчезновение пространства-времени 3) покой.

Это подтверждается томограммами медитирующих монахов. Наблюдается явный отлив крови от миндалевидного тела (генератора страха и тревоги), лобных долей (генерирующих чувство "я" и теменных долей (организующих поток впечатлений в чувство пространства-времени).

Вызывать данную функцию можно самыми разными действиями - молитвами, пением, танцами, медитациями, химическими веществами и многими другими способами.

Духовное состояние мозга в первую очередь защищает самую сложную и эволюционную функцию - чувство "я", управляющий центр организма, центр принятия решений, центр восприятия себя.

Молитва также является генетическим механизмом, позволяющие прибегнуть к помощи всемогущего Бога, который может защитить человека от абсолютно всех опасностей, что другим людям не под силу.

Аналогично, видения в состоянии клинической смерти, будучи известным во всех культурах, также являются встроенным в структуру человека феноменом, и объясняются чисто нейрофизиологическими причинами.

Автор упоминает, что в какой-то больнице в реанимации под потолком был написан лозунг так, что увидеть его можно, только если душа мертвого действительно покинула тело и созерцает его сверху. До сих пор, еще ни одни вернувшийся с того света про этот лозунг не упомянул.

Такую же психофизиологическую природу имеет явление глоссалалии. Ничего конкретного про него, впрочем, сказать нельзя, ибо никто его толком не изучал.

Существование атеистов объясняется тем, что религиозная функция мозга, как и все остальные, имеет разную силу выражения. Как существуют одновременно люди без слуха и гениальные музыканты, так же существует люди с очень развитым духовным чувством, так и люди без него - скептики и атеисты.

Феномен внезапного религиозного обращения объясняется тем, что это еще один защитный механизм, что-то типа клапана, который срабатывает при высоком давлении. Люди, задавленные жизнью, резко переключаются в состояние, при котором, по их мнению, от них уже ничего не зависит, а зависит лишь от божьей воли.

Аналогично, в психику заложены специальные чувства, направленные на построение групп. Группа - очень выгодное изобретение, позволяющее ввести разделение труда, но с ее использованием сопряжены несколько опасностей.

Во-первых, любая группа чревата тем, что в ней будут выживать самые слабые, подпортив тем самым генотип популяции. У животных эта проблема решается тем, что слабые члены группы вообще не размножаются. Размножаются только те, кто находится на вершине иерархии, а там автоматически оказывается самый сильный. У людей, благодаря интеллекту, любой задохлик может подкараулить самого сильного и, например, сбросить на него камень, поэтому нужен какой-то другой метод.

Вторая проблема группы - ее члены неизбежно живут друг рядом с другом, что чревато быстрым распространением инфекционных заболеваний.

Обе эти проблемы решаются у людей с помощью остракизма - каждый член группы испытывает сильное желание изгнать из нее слабых, больных или даже непохожих на всех остальных.

Третья проблема - как подавить эгоистичные инстинкты, угрожающие существованию группы. Именно для этого эволюция вводит и закрепляет чувство вины - страдания, вызываемые при отклонении поведения от групповых норм.

Эта гипотеза подтверждается тем, что при некоторых физических повреждениях мозга пострадавшие становятся социопатами - лгут, обманывают, не сдерживают собственные инстинкты.

И наконец, любопытная гипотеза, почему США является такой религиозной страной. В мировой статистике есть четкая корреляция - наиболее развитые страны отличаются наибольшей светскостью и наоборот. Однако США из этого ряда совершенно выпадает.

Автор объясняет это тем, что во времена заселения Штатов туда ехал очень специфический контингент - неистовые религиозные фанатики, которым не нашлось места на родине. Соответственно, процент религиозности белых американцев до сих пор повышен, даже несмотря на разбавление генов эмигрантами.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments