gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Джулиан Джейнс, "Возникновение сознание в ходе распада двухкамерного мозга", 1990 г.

1. Сознание

Существует несколько версий происхождения сознания, но ни одну из них нельзя назвать удовлетворительной.

а) сознание как свойство материи. Отвечает не на тот вопрос. Вопрос не в том, как мы взаимодействуем с миром, а что это за чувства, которые мы можем наблюдать при интроспекции.

б) сознание как свойство всех живых существ. Недоказуемо, скорее, человек приписывает остальным живым существам собственные чувства

в) сознание как обучение. Это просто смешение двух разных вещей, объясняющееся историческим ходом развития психологии

г) сознание как метафизический благословение свыше. Позиция несовместима с теорией эволюции и вообще с современной наукой

д) теория беспомощного наблюдателя. Человек полностью управляется рефлексами, сознание не нужно, ничего не делает, и не может делать. Это всего лишь побочный эффект. Но на деле между сознанием и принятием решений есть несомненная связь. Теория ее не объясняет.

е) эмерджентная эволюция. Фактически ничего не объясняет. Когда произошел этот скачок? У каких видов? Какая нервная система для него требуется?

ж) бихевиоризм - никакого сознания не существует. Поскольку все прекрасно знают, что оно есть, фактически это отказ психологии от изучения сознания.

з) сознание из ретикулярной формации. Научная программа - давайте возьмем мозг, будем проводить над ним опыты и посмотрим, что влияет на сознание. Сразу в кандидаты напрашивается ретикулярная формация, но оказывается, что это одна из самых старых частей мозга и изучении ее эволюции не проясняет ничего. Да и вообще, мозг слишком сложен, чтобы там что-то понять таким образом.

Поэтому стоит подойти к вопросу с другой стороны. Исключим то, что точно не является сознанием.

2. Что не является сознанием

а) выражения типа "потеря сознания", например, от удара по голове, только сбивают с толку. При этом исчезает не только сознание, но и способность воспринимать внешние стимулы и реагировать на них - Джейнс называет ее реактивностью. Это разные вещи - реактивность гораздо шире сознания.

Действительно ли человек пребывает в сознании все время бодрствования? Хотя он так и чувствует, но нейроны явно работают с какой-то частотой, поэтому сознание по необходимости дискретно, а его непрерывность - лишь иллюзия. В бодрствование вполне могут вклиниваться процессы, не имеющие отношения к сознанию, и потому вообще не воспринимающиеся - в сознании по определению присутствует лишь то, что сознательно.

[Мой комментарий - Джейнс не знал понятия "вытесняющая многозадачность". А ведь каждому вытесняемому процессу все время кажется, что он ни разу не прерывался]

Например, игра на пианино требует весьма сложных действий, практически все из которых бессознательны. Сознание в это время может быть занято чем угодно - от художественного возбуждения до размышлений о счетах за белье.

Более того, сознание очень часто вообще может быть нежелательным - например, пианист, который попытается играть сознательно, следя, например, за своими пальцами, вообще испортит концерт.

В том же духе попробуйте говорить, сознательно контролируя каждый свой звук, или писать, контролируя каждое движение пальцев.

Это невозможно.

Реально сознание только решает, что именно писать, но не следит за процессами нижнего уровня.

б) сознание - это не копия опыта. Сознание весьма отлично от памяти, в памяти хранится гораздо больше, чем может попасть в сознание. Кроме того, сознание состоит из других вещей - например, довольно легко как-то представить себя со стороны, но ясно, что в памяти таких вещей быть не может.

Попытайтесь вспомнить, как вы последний раз спали на улице или сделали что-то постыдное, и реально вы получите не поток действительных воспоминаний, а некоторую реконструкцию ситуацию.

[Мой комментарий - любой, кто пробовал рисовать, знает разницу между реальным видом предмета и его реконструкцией. Вторую получить очень легко, нарисовать предмет похоже, действительно его вспомнив, тяжело - этому надо долго и специально учиться]

в) сознание не требуется для формирования концепций. Тянущаяся еще с античности идея, что сознание формирует концепции - те самые, о существовании которых номиналисты спорили с реалистами. Одни говорили, что не существует дерева вообще, а только конкретный тополь или елка, а другие - что это объективная вещь. Но концепции - это просто класс вещей, по отношению к которым возможно эквивалентное поведение. Любая собака, метящая дерево, метит "дерево вообще", а не конкретный тополь. Базовые концепции заложены где-то в глубинных структурах и без них вообще никакое поведение невозможно. Но как раз в сознании этих концепций нет - попытайтесь представить "дерево вообще", и вы увидите лишь конкретное дерево. Для представления общих концепций необходимо использование языка - одного сознания для этого недостаточно.

г) сознание не требуется для обучения. Это понятно любому, кто читал об условных рефлексах. Более того, оно просто мешает. Вопрос неоднократно исследовался в том числе в практических целях - например, при обучении машинописи.

д) сознание не требуется для размышлений. Пункт, с которым сразу же хочется спорить. Как это не требуется? Ведь сознание - это и есть мысли. Однако же стоит сделать простейший эксперимент - налить в два стакана разное количество воды, поставить их перед собой, потом поднять двумя пальцами каждый и следить, что при этом будет в сознании. Чувство влаги, ощущение стекла и всякое такое - но где решение, какой из стаканов тяжелее? Процесса решения нет в сознании - оно возникает уже готовым.

Есть и другие эксперименты такого рода, проводившиеся вюрцбургской школой. Из них следует одно и то же - мысль рождается за пределами сознания и лишь потом передается в него уже готовой.

е) сознание не требуется для интеллекта. Здесь старое заблуждение - в одну кучу смешаны рассуждения, сознание, истина и логика. Реально логика - это предписания, как именно нужно мыслить, если мы хотим получить объективную правду. Повседневное мышление объективной правдой вообще обычно не озабочено. Логика - это наука сознательно обосновать утверждения, которые мы получили с помощью естетственных размышлений. Она вообще не была бы нужна, если бы мышление происходило сознательно.

Сознание не нужно в самых простых случаях мышления - выбора дороги, слова, движения, при поправке видимых предметов на освещенность и перспективу.

Более сложные размышления, исходя из фактов, встречаются у всех высших животных.

Но и самые сложные размышления нередко мы получаем готовыми и часто даже не можем их обосновать.

Что же касается самых-самых интеллектуальных научных открытий, то очень многие ученые красочно описывают, как готовая мысль пришла к ним во сне или когда они были заняты какими-то повседневными делами вроде прогулки или езды в автобусе. Более того, нередко для решения задачи ее надо сознательно забыть.

ж) местонахождение сознания. Традиционно считается, что оно находится в нашей голове. Там существует некоторое пространство, наполненное мыслями, чувствами, идеями и прочим. Мы предполагаем, что и сознание других людей находится там же, поэтому при разговоре глядим им в глаза.

Но если разрезать голову, мы обнаружим там только физиологическую ткань - и ни следа чувств, не говоря уже о мыслях.

Само расположение сознания в голове - не более, чем традиция. Древние обычно располагали его в сердце, да и сейчас некоторые люди считают, что их "я" находится где-то в груди.

При повреждениях мозга или шизофрении люди нередко считают, что они находятся не в том месте, где их тело. Того же эффекта можно добиться с помощью ЛСД [а также медитаций или сенсорной депривации, как описывал Фейнман].

В результате вообще непонятно, зачем нужно сознание, если оно не связано ни с обучением, ни с размышлением, ни с концепциями. Оно даже не имеет конкретного места. Можно представить себе людей во всем похожих на нас - разговаривающих, переживающих, выполняющих разные дела, даже создавших цивилизацию, но не имеющих при этом сознания.
Tags: джейнс, психология, сознание
Subscribe

  • По небесным грядкам - 25

    Почему-то меня очень расстраивает и раздражает, когда приходится менять планы. Вот хорошо все придумал, ладно, один к одному, а потом все летит к…

  • По небесным грядкам - 24

    Следующий кусок дороги я тоже более-менее помнил, потому что он был не сильно приятным. Палило солнце, я сразу же растер себе ноги и плелся поэтому…

  • По небесным грядкам - 23

    Проснулся я рано утром, быстренько собрался без особых сантиментов и помчался. На Ай-Алексии меня ничего не держало, особых красот там не было -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments