gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Джулиан Джейнс, "Образование сознания в ходе распада двухкамерного мозга". Часть 2

Самая зачаровывающая особенность языка - способность образовывать метафоры. Не просто для красоты - это сама основа языка, когда одна вещь используется для описания другой, если между ними существует какое-то сходство.

Именно с помощью метафор язык развивается по мере усложнения человеческой культуры.

Каждая метафора практически создает новый объект и язык является не только средством коммуникации, но и средством познания мира.

Мы пытаемся понять, что такое сознание, но что вообще значит "понять"? Понять - означает, найти метафору, которая была бы более знакома для нас и легче воспринималась.

Но понять сознание таким образом невозможно. В нашем непосредственном восприятии нет и не может быть ничего похожего на наше непосредственное восприятие. Все ошибки восприятия сознания, описанные в предыдущей главе, как раз происходят от ошибочных метафор.

Я считаю, что сознание - это аналог того, что называется реальным миром. Оно построено с помощью словаря терминов, каждый из которых - метафора или аналог поведения в физическом мире. Это явление того же характера, что и математика. Оно позволяет нам сделать короче поведенческие процессы. Это не вещь и не хранилище, а оператор в математическом смысле. И оно тесно связано с волей и принятием решений.

Если рассмотреть слова, используемые для описания процессов, происходящих в сознании, то все они носят характер метафор. Самые частые из них относятся к визуальной сфере.

Эти метафоры вместе со шлейфом их дополнительных коннотаций и образуют сознание.

На базе этих метафор строятся более сложные. Именно с их помощью мы и познаем мир.

Свойства сознания следующие:

а) представление в виде пространства. Все мысли, идеи и прочие представляются как вещи, обособленные друг от друга и располагающиеся в некотором воображаемом пространстве. Никак по-другому мы вещи себе представить не можем. Самый характерный пример - время, которое мы представляем себе как события-вещи, имеющие какое-то пространственное соотношение друг с другом (впереди, сзади, друг за другом).

б) частичность. Поскольку мы никогда не видим вещи целиком, точно так же ведет себя и сознание. Мы всегда "видим" в сознании только часть чего-либо, цитату из него. От того, какая именно часть вещи отбирается для представления в сознании, сильно зависит наше восприятие мира как приятного либо неприятного места.
"Цитаты" отличается от памяти. Они служат для представления в сознании вещей или событий, хранящихся в памяти, и служат для извлечения последних. Процесс припоминания - это цепочка таких цитат.

в) аналоговое "я". Это воображаемый образ себя, с помощью которого мы представляем себя как делающего некоторые вещи, которые в действительности не происходят. На базе воображаемых результатов того или иного действия аналогового "я" мы принимаем решения.

г) метафорическое "я". Что-то вроде "я" второго порядка, наблюдающего за предыдущим "я".

д) повествовательность. Мы постоянно видим собственное "я" в центре истории, повествующей о нашей жизни.
Новые ситуации рассматриваются как продолжение этой истории, все, что ей не соотвествует, забывается. Решения принимаются так, чтобы ей соответствовать. Объяснения собственных поступков (неважно, истинные или ложные) также являются частью повествовательности.
Повествовательность действует не только применительно к "я", но и по поводу остальных фактов. Замеченные события (например, кот на дереве) истолковываются как часть какого-либо повествования (собака погналась за котом).

е) согласование. В психике млекопитающих постоянно происходит процесс ассимиляции - укладки непосредственных впечатлений, которые постоянно отличаются одно от другого, в какую-либо готовую схему, соответствующую предыдущему опыту. Такой же процесс происходит в сознании. Это укладка содержания сознания так, чтобы оно соответствовало друг другу. Если повествовательность - это подгонка фактов и событий во времени, то согласование - такая же подгонка, но уже в пространстве. Цитаты и повествования делаются при этом совместимыми одно с другим.

Суммируя. Сознание - это операция, а не вещь, не хранилище и не функция. Оно работае путем аналогии, создавая аналоговое пространство с аналоговым "я", наблюдающим это пространство и метафорически в нем перемещающимся. Оно обрабатывают все реакции, выделяет важные аспекты, повествует их и согласует их друг с другом, укладывая в метафорическое пространство, в котором такими значениями можно манипулировать подобно вещам в реальном пространстве. Сознательный ум - это аналог мира, акты мышления - аналог телесных действий. Сознание оперирует только с вещами, доступными объективному наблюдению. Перефразируя в стиле Джона Локка, в сознании нет ничего, что не было аналогом чего-нибудь, что сперва возникло в поведении.

Откуда же взялся такой любопытный феномен? Поскольку сознание основано на языке, то оно возникло позже, чем язык. Следовательно, оно намного более позднего происхождения, чем принято считать.
Tags: джейнс, психология, сознание
Subscribe

  • Загадка Новака

    Следующая загадка предназначется только для тех, кто очень хорошо знает английский язык. К сожалению, адекватно перевести ее на русский, так, чтобы…

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Загадка в виде картинки

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments