В результате, так называемая личная жизнь приносит горя, страданий, проблем и вреда уж никак не меньше, чем эксплуатация человека человеком.
Тем удивительнее, что в мечтах о коммунизме этот вопрос вообще никогда не затрагивался. Скорее даже, демонстративно объявлялся неприкосновенной сверхценностью. "И при коммунизме будут споры, и слезы, и размолвки, и мечты" - как указывает нам Шефнер. Дескать, это истинно человеческое и его надо всячески лелеять.
Рассматривался только совершенно периферийный вопрос - куда девать детей, возникших от внезапно вспыхнувшей любви. Ответ - в интернаты. А чтобы никому не было обидно - всех детей в интернаты. Под руководство опытных специалистов в воспитании.
То есть, родительскую любовь при коммунизме отменят, а сексуальную оставят и даже дадут расцветать. Очень странно - разве от родительской любви столько проблем?
Можно попробовать угадать и причины такого отношения.
Во-первых, это синдром "серебряной пули" - нелюбовь людей к многофакторным проблемам и решениям. Вот победим буржуев - и все остальное тоже станет хорошо. И девушки даже начнут любить, поскольку им эксплуататоры мешать не будут.
Очень, очень оптимистично. Если мужик старый, лысый и без харизмы, то при капитализме он может любовь хотя бы за деньги купить. А при коммунизме надо быть разве что очень-очень знаменитым. Лем и тут был, как всегда прав. В "Возвращении со звезд" если и не совсем коммунизм, то с эксплуатацией и бедностью точно покончено, и как раз поэтому с личной жизнью полный швах. Люди друг другу особо не нужны, разве что для развлечения, и нежной душой, обязательностью и праведностью никого не привлечешь.
Во-вторых, непонятно, как эту проблему вообще решать. Как вмешиваться в генетические программы и этично ли это? Насколько опасно? Да и вообще отдает евгеникой, которая в эпоху расцвета мечты о коммунизме ассоциировалась исключительно с фашизмом.
Ну и в-третьих, наивная вера, что человек рождается табулой расой, на которой можно писать, что угодно, и достаточно только разово сменить писателей и сам текст.