gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul

Как я стал солнцепоклонником

В августе меня укусила собака. Совсем чуть-чуть - так, оцарапала ногу своим зубом. Но собака была уличная, неизвестно чья, и поэтому пришлось ложиться в больницу и делать уколы от бешенства. Медицина, правда, шагнула вперед, сорок уколов в живот уже отменены, теперь их пять или шесть, в плечо и совсем не болезненные. До некоторых антибиотиков им очень далеко.

Из-за этого в начале сентября я не поехал в Крым, как хотел. А потом начались сплошные дожди и собачий холод. Короче, ехать можно было только в октябре - в самый разгар осени.

Поездка была велосипедная. Всё внове - на велосипеде по осеннему Крыму, в сплошную темно-зеленому и желтому и красному. Все в это время отлично - нет людей и давки даже на южному берегу, погода теплая, море еще терпимое - + 20, купаться можно, хотя и не сильно долго. Вот только темнеет очень рано и быстро. В шесть часов вечера уже полный мрак.

Был я один, поскольку заранее готовые ехать все, а как доходит до дела - та больная, у этого дела, у того денег нет. Короче, я плюнул на всех, упаковал велосипед в чехол и поехал сам.

Но эта история совсем не про велосипед, хотя там тоже было немало интересного, включая поездки по колено в грязи. К тому времени я благополучно добрался до Соколиного, где снял комнату у приятной татарской женщины. И сразу, конечно, устремился смотреть Большой Каньон.

В очередной раз он меня поразил.

Недавно я читал теорию, что память не столько воспроизводит прошлые события, сколько их реконструирует, причем исходя из нынешних интересов. Похоже на правду. Я уже давно замечал, что с моей памятью что-то не то. Например, дороги она сильно сглаживает, устраняя из них все повороты. Помнишь: вот дуб, идешь сколько-то, а там скамейка. Почти правда - только дорога от дуба до скамейки петляет как змея, практически изучающая топологию.

Этим каньон меня и поразил. Вход туда, как оказалось, поднимается круто вверх, а сам каньон густо зарос деревьями. Я прекрасно помнил оттуда воду, много-много воды, красивой, журчащей. Эрозионные ванны - памятник геологии. Даже дорогу помнил. Но он весь в деревьях! Этого не может быть. В памяти над водой было синее небо - и больше ничего.

Кстати сказать, я и сейчас эти деревья помню все абстрактнее. Сохранившуюся картинку так просто не сбить - небо над головой и все тут.

Ну ладно. В первый день я налазился по каньону до самой Ванны молодости и вернулся в свой сарайчик умиротворенный и полный воспоминаний. Но на следующий день мне захотелось подвигов.

Поэтому я снова отправился к Ванне и вычислил, где можно перелезть за неё. Это не очень просто - там почти отвесная стена, хоть  и низенькая, поэтому массовые туристы там не ходят. За Ванной каньон стал еще более грандиозным и диким. Но пройти по нему получилось лишь метров пятьдесят. Осень, дальше там надо брести по пояс в бурной и очень холодной воде.

Но классно там! Может, когда еще туда попаду летом - ей-богу, пройду тогда целиком.

Короче, я вернулся, вновь перелез стенку над ванной, поглядел на участников какого-то запоздалого похода, собравшихся поглядеть чудо природы, и понял, что подвигов на сегодня мне мало. Теперь надо вылезти на борт каньона сверху и пройти там, поглядеть на роскошные виды.

Дорогу я помнил - опять же, абстрактно. Где начинается - помню, направление - помню, но сама дорога стала для меня совершенным открытием. Она, оказывается, идет по густому лесу, в котором ничего не видно. Впереди меня шли те самые туристы, но я только слышал, как их вожатый свистел им команды - сесть, встать и тому подобное.

Сам каньон можно увидеть только с пары обзорных площадок. Красиво очень. Хотя и не так, как летом - горы уже бурые и пожухлые. Но ничего - сел на краю, свесил ноги, достал из сумки пакет ряженки и пряников, купленные утром в магазине, сижу, жую - лепота. Ради таких моментов только и стоит жить.

И тут пришла мне в голову дурацкая мысль - а не пойти ли мне поглядеть на то, что на карте обозначено как "Разв. хр. Христа Спасителя"? А потом можно в Соколиное другой дорогой вернуться, а то я по одной и той же дороге ходить не люблю. В прошлый поход, который был в прошлой жизни, мы к этим развалинам храма как-то не попали. И времени не было, и рюкзаки тяжелые, мы тогда с каньона свернули направо, к стоянке с татарским названием, откуда в конце концов вышли к ай-петринскому содому.

А теперь я был налегке и один. И хотя перед отъездом мой начальник предупреждал меня - дескать, никаких экстримов, и я все путешествие свято это правило соблюдал, но сильно мне хотелось закрыть гештальт и увидеть этот самый храм Христа.

Времени уже было - внимание - почти четыре часа.

Ну дорогу до стоянки Бойка я промчался довольно быстро. Стоянка была точно такая, как я ее помню - вытоптанная и в целом никакая. Потом пришлось долго вымеряться по GPS, чтобы не проскочить нужный поворот и не оказаться в конце концов в Ялте - тропинки там несколько раз двоятся.

И вот я вышел на 62-й маршрут, который на карте выглядет совершенно невинно. Красная полосочка вдоль обрыва. О господи. Это оказался, наверное, самый сложный маршрут, по которому я ходил. Он сразу же стал загибаться вверх, все круче и круче, пока через полкилометра вообще не стал практически отвесным. Я уже не шел по нему, а плелся, с трудом переставляя ноги. Чувство было - будто на мне рюкзак в 30 кг весом. Расстояние там было всего ничего - это если по-ровному, но я набрал там высоты не меньше, чем грузовой авиалайнер.

Виды, конечно, были ого-го. Слева лес, впереди грунтовая колея, а справа то, что на карте скромно именовалось оврагом. На деле там разверзалась пропасть, за которой была видна следующая гора. Из-за той горы раздавались странные звуки - вроде шума мотора. Не знаю, что это было - местность там совершенно безлюдная. Может, генератор на какой-то метеостанции.

В конце концов я дополз к этому самому храму, вернее, к развалинам оного. Начинались сумерки, поэтому фотографии вышли размазанными, да и снимать там было особо нечего - просто куча камней. Подозреваю, что и в пору своего расцвета этот самый храм представлял собой просто сарай из булыжников.

Тут-то бы мне и вернуться назад. За час я успел бы скатиться вниз по 62-й тропе, и выйти через каньон на трассу. Уже было бы темно, но хоть видно куда идти.

Но нет - черти потянули меня дальше.

За развалинами дорога стала более пологой - я уже был на горе. Прошел родник, который оказался совсем не так близко, как было нарисовано в атласе. Там вообще всякое вранье рисуют: расстояние по миллиметру, а на деле - пока дойдешь, так сдохнешь. Вода к тому времени почти кончилась, но родника самого я не видел - только воду, текущую через дорогу. Искать не стал - времени мало.

После родника кончился лес и начались очень милые такие полянки, тропинка между которыми шла по разным плавным кривым. Потом начался новый лес - уже совсем другой: низкий, красный-красный, но неприятный тем, что опавшие листья валялись на земле и совершенно заслоняли собой узенькую тропинку. Внезапно кончились маркеры - синие полоски на деревьях, отмечающие маршрут. Пару раз вместо них нерадивые лесники наклеили изоленту, но потом исчезла и она.

В общем, из этого леса я вышел на обширный луг, посреди которого там и сям торчали камни. Прошел мимо какой-то влюбленной парочки и вышел к лагерю туристов. Мужик, похожий на православного ваххабита, в камуфляжной куртке, спросил, не видел ли я их людей. Видел. Остальные люди разбрелись там кто куда, я прошел мимо них - уже слева открылся сногсшибающий ландшафт, опять-таки за пропастью. И тут дорога кончилась. Вообще.

Я ткнулся дальше по ее ходу - там просто начинался горный склон, очень крутой и совершенно непроходимый. Где мой верный GPS? Тут, но толку от него не было никакого. Соколиное вон там - в двух километрах, но это если у тебя есть крылья. Правильная тропинка вон там - но дороги к ней нет. Впереди - спуск, я попытался сунуться туда, но это было безнадежно. Карта уверяла меня, что где-то там есть слабенькая дорожка вниз, но где?

Я попробовал драться через лес - удовольствие очень сомнительное и медленное, в конце концов вышел на какую-то протоптанную дорожку и, пройдя по ней, очутился на том же месте, где я уже был. GPS это наглядно подтвердил - все-таки и от него была какая-то польза.

Тут-то я и понял - аллес. Глубокие сумерки, вот-вот наступит ночь. Куда идти - непонятно. Легкая курточка, поскольку подстежку я брать не стал - днём было тепло. В темноте дорогу искать невозможно - это верный способ свалиться куда-нибудь в пропасть. И стоять на месте нельзя: плюс 10 - это довольно холодно. Вспомнил я тогда своего начальника, и его заботу обо мне, да было уже поздно.

Продолжение следует

• Ответ на японскую загадку

Японская пословица гласит: Кто ни разу не был на горе Фудзи, тот глупец. Кто восходил на нее дважды - тот дважды... Закончите одним словом.…

• Омулет

Омулет - оберег, талисман, который беглые каторжники делали из подручных материалов, чаще всего рыбьих костей.