gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Category:

Музыка протеста

Читатель xiao1mao1 попросила рассказать об интересном социальном феномене - музыке протеста.

История ее начинается в 60-е годы, во времена культурной революции. Тогда было очень модно протестовать против так называемой "Системы", под которой могло пониматься что угодно. Негры протестовали против дискриминации, студенты - против необходимости учиться, сексуальные меньшинства - против размножения, а хиппи - против идеи каждый день мыться и каждый месяц стричься.

Тогда же обнаружилась группа людей, недовольная музыкой. Эти люди не обладали ни слухом, ни голосом, а общество постоянно заставляло их слушать различные симфонии, оратории и публично восхищаться неслышимой для них гармонией. Другие устали от того, что окружающие постоянно затыкали им рот, не давая петь так, как они считают нужным, заставляли попадать в какие-то ноты, выдерживать тональность.

Новая музыка протеста была свободна от всех этих ограничений. Нот в ней не было, мелодий и гармоний - тоже. В основном она представляла собой какафонию, разбавленную различными физиологическими звуками - воплями, рычанием, утробным ревом и т.д. Наиболее поэтически настроенные даже писали к ней слова вроде "Ребенок во времени. Котенок в пространстве. Приди ко мне, зараза. Хочу совокупляться".

С легкой руки известного специалиста по социальной топологии Г. Маркузе новый стиль был назван "роком". Перевод, наиболее близкий к смыслу, - "кирпич", которым можно запульнуть в окно тоталитарной системы.

В традициях того времени бунтующие обычно старались сближаться с пролетариатом. Поэтому рок старался подражать звукам различного рода отраслей экономики. Очень быстро он разделился на промышленный (стиль "индастриал") и сельскохозяйственный (кантри-рок). Последний довольно скоро заглох, поскольку был далек от слушателей, в основном, жителей мегаполисов. Он дал практически только одно ответвление - рок-ко-ко, подражающее большой птицеферме, и стал маргинальным.

Промышленный рок развивался дальше. Он разделился на легкий (звуки ткацкой и пищевой промышленности) и тяжелый (машиностроение), металлический (звуки металлургического завода), электророк (звуки работы ГЭС), стиль "Вудсток" (лесопилки), хард-рок (многократно усиленный звук разгоняющегося жесткого диска). Транспортный рок почему-то не получил широкого распространения, в этом стиле делались лишь отдельные песни ("Медленный поезд" Дилана, "Хрустальный корабль" Моррисона, "Лестница на небеса" не помню кого).

В рок были перенесены некоторые традиции хипповских перфомансов. Некоторые рокеры на сцене не пели, а, в основном, ели, причем, чтобы посильнее шокировать публику, иногда не совсем съедобные вещи: летучих мышей, сырых цыплят,змей. Впрочем, большинство предпочитало все-таки крепкие спиртные напитки, так что на отдельных концертах со сцены можно было услышать только молодецкий храп вконец упившихся музыкантов.

После спада "сексуальной революции" стили рока стали размножаться чуть ли не почкованием. Неспециалисту легко запутаться во всех этих однообразных названиях: по-рок (мистическо-депрессивные тексты), от-рок (стиль, имитировавший объявления на вокзале типа "Будьте осторожны, от третьего пути отправляется электропоезд", рагна-рок (традиционный стиль застольных песен викингов), буго-рок, манже-рок, мастер-рок, ку-рок, сы-рок и десятки других.

Из всей этой мешанины выделяется разве что парт-рок, да и то не стилем, а использованием. Музыкантов этого направления приглашали на агитационные предвыборные митинги и требовали от них соответствующего репертура.

Получил некоторую известность фарт-рок, который играли в местах заключения. Его более мелодичная версия была позже названа "шансоном".

В Италии рок-группы часто привлекались католическими священниками для участия в проповедях. В ее конце ведущий обычно задавал залу вопросы типа "Верите ли вы в святую Деву Марию", "Будете ли вы всегда верны матери Римско-католической церкви" и т.д., на что рокеры, заводя публику, кричали громкими голосами "Да!", подыгрывая при этом на электрогитарах. Этот довольно экзотический стиль получил название "си-рокко".

Несправедливо будет пропусить стиль "дипло-рок", хотя он и малоизвестен. Это уже начало 70-х, искусственное подражание традиционному року, разработанное в лабораториях ЦРУ как средство изощренного психологического давления. Дипло-рок пытались играть фоном на переговорах по сокращению ядерного оружия между СССР и США, при этом американская сторона нагло доказывала, что все ноты, положенные по дипломатическому протоколу, там есть, а что они визгливо и мерзко звучат, так это веяние современной моды. В конце концов, Брежнев не выдержал и пригрозил американцам ядерным ударом, если музыка не будет выключена. На этом практику исполнения дипло-рока пришлось прекратить.

И пара слов о так называемом русском роке. Это было доморощенное подражание року западному, зародившееся в среде советских диссидентов, вообще склонных к обезьянничанью. Концерты тогда проходили на квартирах или в подвалах, а также в кочегарках, системах канализации, смотровых ямах. Молодые люди брали гитары без струн и делали вид, что играют, а также периодически открывали беззвучно рот. Отсутствие звука они объясняли давлением цензуры, происками КГБ или тем, что "по-русски рок не звучит".

После исчезновения КГБ молчать было уже неудобно, поэтому русские рокеры приняли следующую практику: исполнитель выходил на сцену, красовался на ней перед беснующимся залом, потом выкрикивал какой-нибудь лозунг, красовался снова и уходил за кулисы. Через пять-десять минут он возвращался и все повторялось снова. Лозунги придумывались каждым рокером самостоятельно и тщательно им охранялись от покушений коллег. Смысла они обычно не имели и служили чем-то вроде визитной карточки конкретного исполнителя: "Мы вместе!" (Кинчев), "Ален Делон!" (Бутусов), "Цой жив!" (Цой). Гребенщикову лень было придумывать лозунг и он просто блеял на сцене нечто абстрактное, справедливо рассудив, что этого будет достаточно.

В настоящее время рок вышел из моды и у нас, и на Западе. Новому поколению даже такая музыка кажется слишком мелодичной и гармоничной, поэтому оно предпочитает рэп, в котором идея пения вообще отменена.
Tags: выдумки
Subscribe

  • Ответ на загадку Новака

    Профессор Новак как-то предложил своим коллегам такую загадку: The poor have it, the rich need it, it is greater than God, more evil than devil,…

  • Загадка Новака

    Следующая загадка предназначется только для тех, кто очень хорошо знает английский язык. К сожалению, адекватно перевести ее на русский, так, чтобы…

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments