gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:
Недавно в целях повышения культурного уровня посетил исторический музей, где рассматривал горшки Бронзового и последующих веков. У всех них есть характерная черта - и знаете какая? Они украшены.

Даже на самых ранних сосудах сделаны характерные черточки, складывающиеся в узоры. Люди еще не умели делать краски и могли только выдавливать штрихи на мягкой глине, но уже украшали свои вещи.

А зачем, собственно? Ведь такой горшок не станет от этого ни объемней, ни прочней, ни удобней. Картинки на его поверхности никак на это не влияют.

Ответ мы, конечно, все знаем: это делалось для красоты.

Но что такое красота? Заглянем в словарь и узнаем оттуда, что это гармония, совершенство и переживание эстетического чувства.

Про гармонию - разумеется, ерунда, потому что это само нечто неопределенное (согласование разнородных элементов). Вот возьмем двух женщин - одну страшную, а другую красивую. Разница между ними - допустим, в длинном носе, то есть в 5 лишних миллиметрах соответствующей кости. Может ли пять мм испортить согласование при том, что общий рост - метр пятьдесят? Или они согласование на лице портят - между разнородными элементами в виде уха и глаза?

Ладно, обойдемся без традиционных подколок в адрес словарей и их неопределенных определений. Главное там сказано. Красота - это чувство.И хотя никто толком не знает, что такое чувство, и как раз в этом месте кроется непостижимая для всей истории философии загадка, но все мы эти чувства не раз испытывали и можем их идентифицировать, а также предположить, что другие их тоже как-то переживают, хотя, похоже, что не все.

Под словом "красота" скрываются множество разнородных, но чем-то похожих приятных чувств, возникающих при восприятии некоторых не имеющих ничего общего предметов. Такие чувства могут вызывать другие люди, явления природы, абстрактные картинки, тексты и даже абстрактные идеи. В основном, это чувство связано с успешным сопоставлением с некоторым идеалом - то есть, с важным паттерном. С большой вероятностью такой паттерн необходим для выживания, и конкретные красивые объекты можно к выживанию свести, хотя, наверное, и не все.

В общем, красота - это всего лишь одна из ниточек, за которые наши гены дергают нас, направляя в нужную сторону.

В мире на самом деле никакой красоты нет - как нет там злости, страха и любопытства. Все это лишь наши реакции на явления этого мира, причем не какие-то там универсальные, а всего только наши - человеческие, нашего биологического вида. У других земных видов их вполне может и не быть, а у инопланетян и электронных мозгов нет и не будет с большой вероятностью.

Достоевский написал как-то, что красота, дескать, спасет мир, и эту сентенцию мусолят уже лет двадцать - с самой перестройки. Как что-то могут спасти изменения электрического потенциала на серых клетках, закупоренных внутри черепной коробки? Глупость какая-то.

Оно, конечно, в принципе, мир могли бы спасти действия отдельных индивидуумов, на которые их толкают те самые дельты потенциала. Теоретически. Но практически в истории таких случаев зафиксировано не было, так что миру нашему совершенно ничего не угрожает.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments