gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Category:

Многомерные пространства

Судя по комментариям к одному из предыдущих постов, простая модель положения в многомерном пространстве оказалась непонятной. Возможно, я описал ее сильно кратко, поэтому сейчас изложу подробнее на другом примере, который к тому же, не будет затрагивать ничьи политические взгляды.

Все мы знаем, что такое автомобиль - видели их и ездили. У каждого автомобиля есть набор параметров, его характеризующих: грузоподъемность, количество пассажиров, простота вождения, расход топлива, комфортность, надежность, прочность, ремонтопригодность, проходимость и множество других, которых можно напридумывать с пару десятков.

Представьте многомерную систему координат, в которой первая ось - это грузоподъемность, вторая - количество пассажиров, и так далее. Тогда любой автомобиль можно будет охарактеризовать точкой в этом пространстве. Точка "Белаза" будет где-то высоко на координате "грузоподъемность", низко на "количестве пассажиров" и "комфорте", смарт будет высоко на оси "маневренность" и низко на "расходе топлива" и т.п.

Не все точки описанного пространства одинаковы. В большинстве из них никаких реальных автомобилей размещаться не может. Давайте, например, соорудим машину, которая не будет потреблять топлива вообще, и будет в идеальном комфорте везти тысячу человек. Можно это сделать? Разумеется, нельзя - этому мешают физические ограничения.

А давайте сделаем автомобиль, потребляющий литр топлива на 100 км? Это возможно, но по всем остальным шкалам параметры такого автомобиля будут очень плохие, и он окажется практически бесполезен.

Поэтому на практике в многомерном пространстве автомобилизма имеются отдельные компактные зоны стабильности, ниши, которые занимают специализированные машины. Есть ниша "легковых автомобилей" - которые потребляют 5-20 л бензина, везут до 5 человек, поднимают до 400 кг груза и так далее. Есть ниша "автобусов", специализированных на количестве пассажиров. Есть ниша "самосвалов", специализированных на грузоподъемности, ниша "гоночных машин", заточенных под скорость. Можно теоретически сделать автомобиль с высокими показателями ремонтопригодности или особо прочный, и т.д.

Каждая ниша (она же зона стабильности) замкнута. В ее пределах можно немного менять набор свойств - чем и занимаются производители и даже сами автолюбители. Например, сделать легковой автомобиль чуть легче или чуть быстрее, но при этом из конкретной ниши автомобиль не выйдет.

Чтобы перевести его в другую нишу, нужно приложить ресурсов и энергии на порядки больше. Давайте, например, из серийных "Жигулей" запилим гоночный автомобиль! Это возможно - и в советское время делалось для соревнований. Нужно максимально облегчить корпус, поставить мощный двигатель, специальные шины и т.п. Стоимость этой операции оцените сами. Это и есть потенциальный барьер - за перемещение между зонами стабильности надо платить, и платить дорого.

Или, допустим, мы хотим резко облегчить управление автомобилем. Для этого надо "всего лишь" изобрести искусственный интеллект, который будет рулить за нас. Представьте стоимость этой операции и сравните со стоимостью "поставить на свой тазик синие светодиоды". Первое выводит нас в другую нишу, второе - оставляет в старой.

А теперь представим, что произошло нечто за пределами нашего многомерного пространства автомобилей. Например, изобретена антигравитация. Все зоны стабильности, которые в нем уже существовали, идут к черту. Они теряют смысл. Никому больше не нужен ни "Белаз", ни "Мерседес", привязанные к земле. Зато возникнут новые зоны. Например, нынешняя маргинальная ниша летающих автомобилей в стиле Фантомаса станет основной и породит множество ответвлений - других ниш.

Примерно так же устроена биологическая эволюция.

И человеческие общества - тоже.

Всем интересующимся рекомендую "Сумму технологий" Лема - она рулит даже через 50 лет после написания.
Subscribe

  • Игорь Чуднов. "Денежная реформа 1947 года" (2018)

    Монография, где подробно описывается заявленная тема - предпосылки, подготовка и реализация денежной реформы, а заодно понемногу затрагиваются и…

  • Так что же такое Россия?

    Можно ли все-таки определить, что такое Россия, или эта задача вообще неподвластная человеческому мышлению и тут требуется галактический…

  • "Розыгрыш". Реж. Вл. Меньшов, 1976 г.

    Когда смотришь советские фильмы, неизбежно возникает раздвоение сознания, как в оптической иллюзии, где то ли выпуклый куб, то ли ты дырка в форме…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments

  • Игорь Чуднов. "Денежная реформа 1947 года" (2018)

    Монография, где подробно описывается заявленная тема - предпосылки, подготовка и реализация денежной реформы, а заодно понемногу затрагиваются и…

  • Так что же такое Россия?

    Можно ли все-таки определить, что такое Россия, или эта задача вообще неподвластная человеческому мышлению и тут требуется галактический…

  • "Розыгрыш". Реж. Вл. Меньшов, 1976 г.

    Когда смотришь советские фильмы, неизбежно возникает раздвоение сознания, как в оптической иллюзии, где то ли выпуклый куб, то ли ты дырка в форме…