gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Шломо Занд. "Кто и как изобрел еврейский народ"

В начале профессор Занд дает обзор современных представлений о феномене национализма. Приятно было заметить, что они очень похожи на мои собственные размышления на эту тему.

Если кратко: национализм - изобретение очень недавнего времени. Нация объединяется единым государством и... И больше ничем. Никаких постоянных физически проверяемых общих черт у нации нет. Ситуативно это могут быть и общий язык, и общая культура, и общий быт, и даже некое биологическое сходство, но это ни необходимые черты, ни достаточные. Нации могут обходиться без любой из них, а их наличие отнюдь не гарантирует существование нации.

В сущности, нации - это чисто информационный феномен. Способ классификации других людей, завязанный на биологический инстинкт стадного животного Homo Sapiens.

Лучшее определение нации было высказано в шутку: "Нация - это группа людей, объединенных фантазиями об общем происхождении".

Сама по себе нация - феномен очень недавний, первая нация образовалась во Франции всего лишь 300 лет назад, остальные и того позже, но для пущей важности в ход идет раздражающая манера удревнять собственное существование на тысячелетия, притягивая за уши любое сходство с людьми прошлого. И любая попытка опровергнуть такую псевдоисторическую чушь натыкается на обиды и агрессивность - как же, лишают славного прошлого! Покушаются на само наше существование! Хотят доказать, что нас нет!

Между тем, как указывает Занд, смысл современной нации - объединение людей в условиях распада всех прочих общностей - семейных, общинных, религиозных. Людям прошлого, жизнь которых проходила в рамках одной деревни, принадлежность к некоей абстрактной сущности, охватывающей миллионы других людей, до которых им не было никакого дела, и которых они никогда не встретят, была чужда и непонятна. Не требовалась концепция "нации" и элите - за полной ненужностью в практических задачах и невозможности эту концепцию как-то внедрить в мозг подвластных крестьян - СМИ еще не изобрели.

Еще интересная мысль Занда. Нация неразрывно связана с идеей демократии. Весь ее смысл в том, что член нации автоматически при этом получает частичное право управления территорией и делами этой нации просто в силу своей принадлежности. Как можно догадаться, и эта идея не имеет никакого отношения к древности. Именно поэтому, кстати, в Российской империи не было никакой нации - были лишь поданные самодержавного царя, которых он был волен казнить или миловать.

Занд также указывает, что идея нации выступает в двух ипостасях. Первая - либеральная, инклюзивная. В нацию входят все жители данного государства независимо от их этнической принадлежности и прочих факторов. Вторая идея - биологизаторская, была выдумана немецкими романтиками, представлявшими нацию в виде некоего существа, зародившегося в неопределенном прошлом и далее уже не менявшимся. Соответственно, в нацию могут входить только люди, обладающием "чем-то", дающим право к ней принадлежать. Сторонники этой фантазии, правда, никогда не могли назвать проверяемый инвариант этого тысячелетнего существа и четких признаков принадлежности к нему, ограничиваясь невнятным лепетом о "крови" (без указания конкретных проверяемых признаков этой крови) и о "культуре" (аналогично). Анализ ДНК поставил крест на "крови", а переход истории от описания деяний царей до изучения материальной культуры плюс развитие лингвистики показало, что "культура", как и язык - это процесс, а не предмет, к тому же процесс очень текучий, меняющийся гораздо быстрее, чем раз в тысячелетие.

Далее Шломо Занд переходит к частному национальному мифу - еврейскому. Народ - а то и раса, зародившаяся в библейские времена, общество титанов, давших миру все самое ценное, затем трагически изгнанных со своей родины, скитавшихся тысячи лет, но ничуть не потерявших при этом свою идентичность, и лишь сейчас счастливо воссоединившихся на Земле обетованных, подвинув каких-то кренделей, которые за это время успели там поселиться непонятно зачем.

Короче, традиционная национальная мифология, берущая начало все в тех же историях немецких романтиков начала XIX века.

Действительность, как водится, куда прозаичнее. У евреев нет ни общего биологического происхождения, ни общей культуры. Не было никакого изгнания. На протяжении истории евреев объединяла только религия, которая, будучи универсалистской, распространялась по миру и находила прозелитов в самых разных уголках земного шара. Религия эта - вышедшая уже за рамки племенных божков - тоже достаточно позднего происхождения, ее зарождение не намного опережало распространение христианства и точно так же было оплодотворено эллинистической культурой. В ходе конкуренции с христианством она проиграла, была вынуждена отказаться от миссионерства и замкнуться в узких рамках религиозного меньшинства.

Все это Занд демонстрирует фактами. Особую пикантность придает то, что факты нередко взяты из сионистских или израильских источников, написанных до победы изложенной выше доктрины. То есть, все это было прекрасно известно, но для национальной мифологии оказалось неудобным и было заметено под стол, а на поверхность извлечены только факты, ее поддерживающие.

Иконоборческая книга. Тот самый случай, когда обычная правда, высказанная добросовестным исследователем, воспринимается как оскорбление.


Взращивание однородных коллективов в новейшую эпоху требует, среди прочего, построения долгосрочной исторической фабулы, демонстрирующей непрерывную связь во времени и пространстве между сегодняшними членами этих коллективов и их древними "праотцами". Поскольку эта прочная культурная связь, надежно "функционирующая" в организме всякой нации, никогда ни в одном обществе не существовала, профессиональные "агенты памяти" должны изрядно потрудиться, чтобы ее изобрести. Научные данные, накопленные в основном благодаря стараниям археологов, историков и антропологов, претерпевают ряд впечатляющих косметических операций, произведенных авторами исторических романов, эссеистами и журналистами. В результате изборожденное глубокими морщинами лицо прошлого превращается в гордый, сияющий безупречной красотой национальный портрет.

Несомненно, ни одно историческое исследование не обходится без мифов, но в национальной историографии они играют особенно грубую роль. Истории народов и наций строятся по тем же стандартам, что и монументы на столичных площадях: они должны быть большими, мощными, устремленными к небу и излучающими героическое сияние. До последней четверти XX века изучение национальной историографии напоминало пролистывание страниц спортивного раздела ежедневной газеты. Разделение мира на "мы" и "они" было самым естественным историографическим приемом. Создание коллективного "мы" являлось делом жизни "национальных" историков и археологов, лицензированных "агентов памяти", на протяжении более 100 лет.

До того как в Европе началось национальное дробление, многие европейцы всерьез полагали, что являются потомками древних троянцев. Однако с конца XVIII века мифология стала наукообразной. После появления набитых фантазиями трудов, созданных профессиональными исследователями прошлого, греческими и европейскими, граждане современной Греции стали считать себя одновременно биологическими потомками Сократа и Александра Великого и (в рамках параллельного нарратива) прямыми наследниками Византийской империи. Древние римляне, начиная с конца XIX века, при помощи удачных учебных пособий стали перерождаться в типичных итальянцев. Галльские племена, взбунтовавшиеся против Рима во времена Юлия Цезаря, превратились в школах Третьей республики в истинных французов (правда, обладающих совсем не латинским темпераментом). Другие историки утверждали, что принятие христианства франкским королем Хлодвигом (Clovis) в V веке н. э. является несомненным моментом зарождения французской нации.

Первопроходцы румынского национализма дотянули свою нынешнюю самоидентификацию до древней римской колонии Дакия. Это величественное родство побудило их назвать свой новый язык "румынским". В XIX веке многие жители Великобритании усмотрели в Боудикке (Boudicca), предводительнице кельтского племени иценов, отчаянно сражавшейся против римских захватчиков, первую англичанку. И действительно, ее почитаемый образ был увековечен в величественном лондонском монументе. Немецкие авторы без устали цитировали старинное сочинение Тацита, рассказывающее о племенах херусков, возглавлявшихся Арминием (Arminius), которого они полагали праотцем своего древнего народа. Даже Томас Джефферсон (Jefferson, 1743-1826), третий американский президент, владевший примерно сотней чернокожих рабов, требовал, чтобы на государственной печати Соединенных Штатов были запечатлены изображения Хенгиста (Hengist) и Хорсы (Horsa), полулегендарных предводителей первых саксонцев, вторгшихся в Британию в том же столетии, когда крестился Хлодвиг. Основанием для этого оригинального предложения стал следующий тезис: "Мы считаем себя их потомками и осуществляем их политические принципы и формы правления"[20].

Так обстояло дело и в ХХ веке. После распада Оттоманской империи граждане новоиспеченной Турции вдруг осознали, что они вообще-то белые люди, арийцы, а их далекими предками были шумеры и хетты. Некий ленивый британский офицер самовольно провел на карте Азии почти совершенно прямую линию - границу Ирака. Люди, ставшие неожиданно для себя иракцами, вскоре узнали от "авторитетнейших" историков, что являются одновременно потомками древних вавилонян и арабами, правнуками героических солдат Салах ад-Дина. Многие граждане Египта точно знают, что древняя языческая империя фараонов была их первым национальным государством, что, разумеется, не мешает им оставаться правоверными мусульманами. Индийцы, алжирцы, индонезийцы, вьетнамцы и иранцы по сей день верят, что их народы существуют испокон веков, и их дети с малолетства заучивают в школах тысячелетние исторические нарративы.
Subscribe

  • Ответ на загадку Новака

    Профессор Новак как-то предложил своим коллегам такую загадку: The poor have it, the rich need it, it is greater than God, more evil than devil,…

  • Загадка Новака

    Следующая загадка предназначется только для тех, кто очень хорошо знает английский язык. К сожалению, адекватно перевести ее на русский, так, чтобы…

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments

  • Ответ на загадку Новака

    Профессор Новак как-то предложил своим коллегам такую загадку: The poor have it, the rich need it, it is greater than God, more evil than devil,…

  • Загадка Новака

    Следующая загадка предназначется только для тех, кто очень хорошо знает английский язык. К сожалению, адекватно перевести ее на русский, так, чтобы…

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…