gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Category:

"Обитаемый остров. Фильм первый". Реж. Федор Бондарчук, 2008 г.

Характерный образчик современного российского кино. Такая же дрянь, как и почти все постсоветские фильмы.

Я их, кстати, могу отличить, даже не глядя на экран. Сейчас, когда их озвучивают, актеры не играют, а просто читают текст с бумажки, хорошо поставленными пластмассовыми голосами. Не нужно иметь уши как у фенька, чтобы их отличить от советского кино.

В "Обитаемом острове" плохо почти все.

Черт с ним, что получившееся действо совсем не похоже на книгу Стругацких - в конце концов, режиссер имеет право на свое прочтение. Но вот дальше...

Актеры играть не умеют и не особо пытаются. Даже Серебряков - вполне опытный профессионал, которого я помню еще по детским фильмам, там практически не выделяется. Остальные изображают традиционные штампованные роли, которые въелись уже во все российское кино. Мерзликин никак не выйдет из образа Димона Ошпаренного, Неизвестные отцы изображают главарей мафии, как они ее себе представляют. Бондарчук предстает в образе гламурного гомика, попавшего наверх только благодаря папе (так что и играть особо не приходится). Все подпольщики напоминают не то алкашей, не то бомжей - с испитыми синими рожами и хрипло что-то орут.

Странник почему-то все время заросший, так что сразу вспоминается бессмертная цитата из "Приключений Кроша":

Удивительная особенность шофера Зуева заключалась в том, что он был всегда небрит. Если человек не бреется совсем, то у него вырастает настоящая борода. А если он хоть редко, но бреется, то в какой-то день он должен быть выбритым. А рыжая щетина Зуева всегда была одной и той же величины.

Впрочем, мелкий мафиози из кафе вообще наряжен как клоун и даже глаза подведены.

Ну а Максим Каммерер - это вообще нечто. Типичное платиновое блондинко, попавшее в кино только ради внешности. Полфильма он идиотски улыбается, вторую половину строит не менее идиотские рожи. Актерское мастерство ему незнакомо в принципе.

Массовые сцены ничуть не лучше. Толпа, охваченная массовым экстазом, не убедительна ни на копейку. Видно, что их расставили в правильном порядке и велели орать. Вот они и орут как придется.

Режиссура как таковая отсутствует. Хорошо видно, что Бондарчук снимал исключительно рекламные клипы, поэтому удерживать зрительское внимание дольше 30 секунд он не  в состоянии. Фильм будет гораздо лучше, если его порезать на мелкие кусочки и заканчивать их каким-нибудь слоганом. Допустим, сцена смехотворно неестественной драки Максима с бандитами, стоп-кадр и надпись "Фукамизация может спасти тебе жизнь. Пройди ее уже сегодня". Или на сходке правительства убивают одного из его членов и сразу стоп-кадр. "Среди неизвестных отцов клювом не щелкай. Банк Империал".

Бондарчук все время соскальзывает в стилистику комикса, но не до конца, и так и болтается между серьезностью и балаганом. В результате вся картинка на экране производит впечатление фальшивости. Кислотные цвета, бьющие по глазам и слишком много компьютерной графики, по которой чрезмерно хорошо видно, что это графика.

Визуальный видеоряд и приемы слизаны, причем из нескольких совершенно разных по стилистике источников. Черные солдаты, вламывающиеся в квартиру, - это явно "Бразилия" Гиллиама, пишущие машинки, похоже, тоже оттуда. Отдельные куски слишком напоминают "Валериана и город тысячи планет", снятый гораздо позже, из чего я делаю вывод, что они были скопированы с более ранних фильмов Бессона, который себе не изменяет. Еще один источник вдохновения - какая-то трэшевая американская фантастика, с которой я не очень знаком, поэтому точно не назову. "Бегущий по лезвию бритвы", "Я  робот", что-то такое.

Все это, разумеется, никак не стыкуется, и прямо противоречит друг другу. Для сцены на базаре костюмы и антураж явно взяты со съемок "Трудно быть богом", там какое-то грязное средневековье, тут же рядом кафе с мерцающими стенами пастельных цветов в духе советского футуризма 60-х, вид на город - огромное поле небоскребов, странное в нищей стране, где только что закончилась ядерная война, в городе парк в стиле Версаля, среди домов ездят монорельсовые экспрессы и тут же рядом какие-то бензиновые монстры на колесах с облезлыми сиденьями внутри. У прокурора изящный компьютер с голографическим экраном, а солдаты печатают одним пальцем на механических машинках. И для комплекта мины с красивым жидкокристаллическим индикатором для обратного отсчета.

Результат не тянет даже на любительскую постановку. Фильм просто рассыпается на отдельные кусочки, а все действие приобретает отчетливый опереточный вкус. Оно, честно говоря, и оригинал был опереточный, в духе немых фильмов с заламыванием рук и паданием в обморок, но в книжке это было все-таки не так заметно.

Доброго слова заслуживает только работа декораторов и художника-постановщика, когда он знал, что ставить. У прокурора и Странника отличные костюмы. Тщательно проработан алфавит, эмблема страны в виде четырех стрел обыграна где только можно. Даже деньги красивые нарисовали, хотя в фильм этот кадр не вошел.

Все остальное - фуфло.

Я понимаю, что не боги горшки обжигают, и что даже у знаменитых режиссеров первые работы были так себе. Но они их никому не показывали, а сцепив зубы, работали и учились дальше. Это явно не тот случай.
Subscribe

  • Общение с бессознательным

    Когда я с ненавязчивой помощью окружающих довел себя до цугундера и уже собирался топиться в Кальмиусе - именно в нем, в мутной, грязной, воняющей…

  • Ст. Лем. "Человек с Марса". 1949 г.

    Первая фантастическая книга Лема. Как фантаст он в ней уже на голову выше всех своих современников (включая, пожалуй даже только что умершего Уэллса,…

  • (no subject)

    Я много слышал о френдзонах и даже сам в них бывал - это когда женщины держат на расстоянии искренне любящих их поклонников, прекрасно знают, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Общение с бессознательным

    Когда я с ненавязчивой помощью окружающих довел себя до цугундера и уже собирался топиться в Кальмиусе - именно в нем, в мутной, грязной, воняющей…

  • Ст. Лем. "Человек с Марса". 1949 г.

    Первая фантастическая книга Лема. Как фантаст он в ней уже на голову выше всех своих современников (включая, пожалуй даже только что умершего Уэллса,…

  • (no subject)

    Я много слышал о френдзонах и даже сам в них бывал - это когда женщины держат на расстоянии искренне любящих их поклонников, прекрасно знают, что…