gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Проклятые проблемы

Еще кусок из книги Гуттмана "Engineering security"

Проклятые проблемы

Возможно проанализировать типы проблем, описанных выше, применяя концепцию «проклятой проблемы», заимствованную из сферы социального планирования. Проклятые проблемы впервые были предложены в начале 70-х годов как способ моделирования процесса работы с общественными, экологическими и политическими вопросами, который с тех пор был расширен на другие области, особенно на разработку ПО. Среди оружия проклятых проблем имеются такие разнообразные элементы, как отсутствие определенной формулировки проблемы; отсутствие стоп-правила (оптимальное принятие решений с помощью теории субъективной ожидаемой полезности вероятно может считаться проклятой проблемой), так что одно из ключевых требований обращения с проклятой проблемой — это искусство не фиксироваться слишком рано на определенном решении; решения, которые можно оценить лишь как «лучше» или «хуже», а не как истинные или ложные; нет ясной идеи, какие шаги или операции необходимы для достижения желаемой цели; и множество идеологических и политических различий между заинтересованными лицами. Проклятые проблемы восходят к более ранней концепции из области творческих исследований, называемой «решения, требующие исследования» (discovered problem solving), в которой точная проблема, метод решения и правильное решение полностью неизвестны. Другими словами, у проклятой проблемы нет четкой идеи, в чем состоит сама проблема; нет четкой идеи, как получить решений; нет легкого способа определить, добились вы цели или нет; и все участники тянут в разные стороны.

Создание мощного спортивного автомобиля — типичный пример проклятой проблемы. Чтобы сделать машину более быстрой, стандартное решение — поставить в нее более мощный мотор, но он добавляет лишний вес и уменьшает скорость; и занимает лишнее место, что в экстремальном случае заканчивает тем, что в машине не помещается больше ничего, даже водитель. Поскольку мотор — одна из самых тяжелых частей, мы можете сделать его легче, но тогда придется делать легче и машину, чтобы компенсировать менее мощный мотор, что опять-таки в экстремальном случае превращает машину в нечто чуть большее, чем экзоскелет с мотоциклетным мотором. Поскольку такие вещи не находят понимания на массовом рынке, вы можете вместо этого попробовать уменьшить вес за счет экзотических материалов вроде карбоновых волокон, но это поднимает цену и опять-таки отпугивает покупателей. Или вы можете убрать как можно больше утяжеляющих опций, но это снова приводит к дилемме выбора между производительностью и удобством. Кроме того, в некоторых юрисдикциях действуют требования к безопасности, определяющие, что вы можете сделать, а что нет, так что и тут есть выбор между возможностью продать машину на определенном рынке и внести ухудшающие мощность изменения.

Перед вами прекрасная иллюстрация характеристик проклятой проблемы. Нет определенной формулировки, что же требуется для спортивного автомобиля; нет стоп-правила, которое скажет вам, что вы уже достигли цели (хотя закончившиеся деньги нередко служат таким правилом); различные возможности можно оценить только в терминах выбора между ними; не очевидно, какие шаги лучше для того, чтобы придти к цели; и имеется целый набор внешних факторов: мнения участников, какой вариант лучше; материалы, получаемые извне; регулирующие ограничения, что вы можете делать и что нет. В области, более близкой сердцам компьютерных ботанов, споры, какая операционная система лучше — Винда, Линукс или АмигаОС, - это одновременно и проклятая проблема, и вечный двигатель.

Стандартные техники решения проблем вроде приводимых в классической книге Пойя «Как решать задачу» или в ее современных воплощениях, в среде такого рода не работают. Например, одна полезная техники из книги Пойи — предположить, что решение существует и пройти в обратную сторону, определив, какие шаги нужны для его достижения — не работает, потому что не понятно, ни какое решение вообще есть, ни какие шаги нужны, чтобы придти к нему или от него, ни являются ли конкретные шаги верными.

[…]

Существует одна область, которая попыталась предложить способы работы с проклятыми проблемами, и это исследование нечетких операций (soft operatons research), происходящая от более традиционного исследования операция. Исследование операций берет начало в периоде до начала второй мировой, когда в Британии была собрана группа ученых, чтобы они придумали способы оптимизации управления военными материалами и солдатами. Процесс получил широкое признание, в Британии под именем исследования операций (ИО), а в США как «наука управления» (management science). [...]

В 70-е и 80-е годы практики ИО поняли, что традиционные методы не работают для целого класса проблем, в том числе тех, которые мы знаем как проклятые. Проблема с традиционным ИО была в том, что оно сосредотачивалось на процессах, а не на людях, предполагая, что все люди, вовлеченные в процесс, будут вести себя как роботы, а не как индивиды с собственными представлениями, взглядами и мотивациями. Например, одна американская группа ИО, изучавшая точность бомбометания во время Второй мировой, рекомендовала пилотам бомбардировщиков после сброса бомб лететь прежним курсом, чтобы облегчить аэросъемку нанесенного ущерба. Пилоты же совершенно иррационально уклонялись с него, чтобы избежать ущерба самолету и экипажу.

Первоначальные работы по проклятым проблемам действительно использовали ИО для анализа вопросы, чтобы отличить обычные проблемы (так называемые, уступчивые) от проклятых, указывая, что традиционное ИО работает только для первых, но не для последних. Целью аналитика ИО было определить (уступчивую проблему) и «включить тумблер аналитической мясорубки».

Философ Дональд Шон, известный главным образом своими работами по обучающимся системам внутри организаций, использует аналогию между болотом и твердой почвой, чтобы указать на различие между проклятыми и уступчивыми проблемами. Болото содержит «сбивающие с толку проблемы, отвергающие технически решения», а на твердой почве находятся проблемы, которые «обычно относительно неважны для людей или общества в целом, какой бы большой технический интерес они не представляли». Дилемма, стоящая перед исследователем, «останется ли он на твердой почве, где сможет решить относительно неважные проблемы со строгостью, соответствующей текущим стандартам, или же он спустится в болото важных проблем и нестрогих решений?».

Итак, традиционное ИО предполагает, что проблемы носят технический характер и почти лишены человеческих составляющих, четко определены и хорошо структурированы, цели принимающих решения известны, имеется очевидный критерий успеха, который можно использовать для определения, найдено ли решения проблемы; и сама проблема относительно изолирована от внешних влияний, которые могут воздействовать на процесс решения. Другими словами, это проблема, которая является более-менее полной противоположностью проклятой проблемы.

Исследование нечетких операций — это попытка обратиться к проблемам с точки зрения людей, а не процессов. Оно выглядит как структурирование проблемной ситуации, в отличие от полной фокусировки на решении, и по этой причине иногда его называют метод структурирования проблемы или МСП. Он сосредотачивается на вопросах «что», а не «как» («Какова природа проблемы», а не «Как нам решить эту проблему?», и пытается разрешить проблему путем дискуссий и торговли между заинтересованными лицами, а не навязыванием декретов, изданных аналитиком.

К сожалению, сам метод делает МСП довольно спорным, приверженцы ИО заявляют, что он основан в основном на вере и сравнивают его с религией. Некоторая критика может иметь основание — как демонстрирует практически любой комитет по разработке, достижение консенсуса между участниками не обязательно соответствует решению, которое можно признать корректным. Тот факт, что ИНО много заимствует у социальных наук, а обычное ИО построено вокруг теории игр, теории очередей, линейного программирования и моделирования, не помогает повысить к нему доверие среди обычного народа ИО. В дополнение, попытки замерить уровень успеха (или его отсутствия) для метода, пытающегося решить проклятую проблему, могут быть довольно трудными, так что эффективность методов ИНО выглядит довольно субъективно.

Несмотря на эти оговорки, существует немало методологий ИНО, например, Интерактивное планирование (Interactive Planning) (любопытное главным образом потому, что его первый шаг называется «Формулировка бедлама», Методология нечетких систем (Soft Systems Methodology), Извлечение и тестирование стратегических предположений (Strategic Assumption Surfacing and Testing), Подход стратегического выбора (Strategic Choice Approach), Разработка и анализ стратегических вариантов (Strategic Options Development and Analysis) и многие, многие другие. Если этого недостаточно, есть еще методологии методологий, такие как Системы системных методологий (Systems of Systems Methodologies), вдохновленные, наверное, наблюдением, что любую проблему можно решить, добавив еще один уровень косвенности.

Непонятно, насколько эффективен МСП на самом деле в работе с проклятыми проблемами, которые по определению более-менее нерешаемы. Если перед вами стоит проклятая проблема и по какой-то причине вы решили, что избежать ее или придумать обходной маневр невозможно, тогда можете попробовать применить МСП, но вполне вероятно, что максимум, чего вы добьетесь — это единодушное общее мнение, что проблема действительно нерешаема (хотя вы можете потом использовать это как новый довод в пользу избегания или обхода проблемы). В противном случае вам нужно понимать, что если вы уткнулись в одну из проблем, обсуждавшихся выше, вы не сможете найти для них никакого (общего) решения, и вам придется или разрабатывать вашу систему, чтобы она как-то этот факт учитывали, или попробовать что-нибудь другое, чтобы избежать необходимости решать проклятую проблему.
Subscribe

  • Путешествия слов - 2 (загадка)

    Тюркское слово "казак" означало "потерявший род". Так назывались молодые мужчины, ищущие судьбу и славу за пределами обжитой…

  • Загадка о меняющихся временах

    В конце XIX века турецкий журналист Сюлейман Тевфик за свое предложение сделать ЭТО был обвинен в покушении на безопасность Османской империи и на…

  • Путешествия слов (загадка)

    В вульгарной латыни слово extufa jозначало какую-то разновидность бани. Оно было заимствовано в древневерхненемецкий как stuba, что означало уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments