gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Красота

Все, кто пытается понять феномен красоты, обычно скатываются в одну из двух ям. Или начинают разглагольствовать ни о чем, определяя абстрактные понятия через еще более абстрактные, а то и вовсе приплетая к этому делу бога. Или же пытаются подвести какие-то выдуманные критерии под свои личные вкусы.

Лишь один раз я видел куда более плодотворный подход: красота - это условный рефлекс. Подробнее мнение анонимного автора вы можете прочитать тут, я в его аргументы дальше не углублялся. Лишь замечу, что в другом месте сайта он забыл про свои же принципы и стал сочинять некие объективные параметры красивых женщин и мужчин, чем впал в традиционную ересь. Читаешь его талмуд и диву даешься: неужели кто-то может считать красивыми описываемых им чучел?

А я на базе его открытия разовью собственную теорию.

Итак, само чувство красоты заложено в человека биологически. Это такой сигнал, показывающий, что конкретный предмет удовлетворяет неким важным критериям и может принести пользу. Это результат обычного распознавания по образцам.

Я бы даже скорее вел речь не о чувстве красоты, а о чувствах красоты, потому что их явно много, они разные, хотя и похожие.

С чувством красоты не следует путать чувство сексуального возбуждения, это совершенно разные вещи. Последнее зависит в основном от уровня гормонов. Если вы наблюдательны, то должны знать, что восприятие женщины как красивой и вожделение ее, хотя обычно и возникают вместе, но при каких-то условиях могут и разделиться (например, после секса). Еще нагляднее это происходит у подростков, которые часто возбуждаются на одних и боготворят совсем других. Если это вас не убеждает, просто вспомните, что дети тоже могут быть красивыми.

Все человеческие чувства подчиняются закону убывающей отдачи, частный случай которого в психофизиологии известен под названием закона Вебера-Фехнера. Первое предъявление стимула дает сильную реакцию, последующие - все более слабые.

Первые стимулы возникают у человека еще в детском возрасте, когда вполне можно очароваться мелодией "Чижика-Пыжика" или блестящей оберткой от шоколада. Но уже годам к десяти это не вставляет. Требуется эскалация.

На помощь приходит другое явление физиологии, известное как сверхстимул. Пример: если цыплят накроет тень в виде креста, они бегут прятаться. Это безусловный рефлекс на появление хищной птицы. А теперь мы сделаем искусственного сокола в 2 раза больше обычного и проведем его над цыплятами. Как вы думаете, будут ли они убегать? Ведь таких птиц не бывает. Оказывается, будут, и гораздо быстрее обычного. Распознавание образов, как ни странно, в этом случае срабатывает сильнее, что, безусловно, с точки зрения инженера, является глюком.

Сверхстимулы широко применяются людьми - например, к ним относятся накрашенные губы женщин, наведенные глаза, силиконовые груди.

Решают они и задачу привыкания к красоте, перенося реакции на новый уровень, после которого, впрочем, закон убывающей полезности снова берет свое. Затем в дело добавляется новизна в точно отмеренных пропорциях - новый стимул должен быть новым настолько, чтобы вызывать интерес, но при этом не настолько новым, чтобы вызвать страх перед неизвестным.

Поэтому искусство действует сильнее, чем естественные стимулы - природа или соседи.

И поэтому же все искусство закольцовано. Оно не развивается прогрессивно, как например, техника. Оно движется маленькими шажками по большому кругу: сегодня длинное, завтра чуть короче, затем еще короче, а лет через 20, с новым поколением, снова чуть длиннее.

В процессе каждый человек тренируется на распознавание все более тонких нюансов. Особенно это наглядно в музыке, где обычный человек слышит, грубо говоря, разницу в 100 Герц, а ценитель - в 10. Или сравните европейскую музыку с восточной, где как раз очень тонкие переходы между нотами, на которые наши уши не натренированы, и потому арабские напевы кажутся нам заунывными.

Поскольку красота - это условный рефлекс, натренировать его можно на вещи в довольно широких пределах - это объясняет разницу между культурами, когда одна и та же вещь красива для представителей одной, но не вызывает никаких эмоций или кажется даже страшной представителям другой.

Такая тренировка, кстати, занимает довольно много времени и, похоже, должна приходиться на сензитивный период не старше лет двадцати. После этого вкусы обычно закрепляются и уже больше не меняются, поэтому каждому кажется хорошим то, что к чему он привык, а все более новое - уродливым или в лучшем случае ненужным.
Subscribe

  • Ответ на загадку Новака

    Профессор Новак как-то предложил своим коллегам такую загадку: The poor have it, the rich need it, it is greater than God, more evil than devil,…

  • Загадка Новака

    Следующая загадка предназначется только для тех, кто очень хорошо знает английский язык. К сожалению, адекватно перевести ее на русский, так, чтобы…

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Ответ на загадку Новака

    Профессор Новак как-то предложил своим коллегам такую загадку: The poor have it, the rich need it, it is greater than God, more evil than devil,…

  • Загадка Новака

    Следующая загадка предназначется только для тех, кто очень хорошо знает английский язык. К сожалению, адекватно перевести ее на русский, так, чтобы…

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…