gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Из книги Пинкера "Лучшие ангелы нашей природы". Важные, но не настолько - 2.

Начало

Богатство. На протяжении тысячелетий мир становился более зажиточным, и одновременно менее насильственным. Становятся ли общества более мирными, когда богатеют? Возможно, ежедневные заботы и разочарования бедности делают людей более мерзкими и предоставляют им больше вещей, за которые можно драться, а дары богатого общества дают им больше причин ценить свои жизни и, по аналогии, жизни других?

Однако же строгие корреляции между богатством и ненасилием найти сложно, а некоторые вообще противоположны. Среди людей на догосударственной стадии нередко как раз оседлые племена, живущие в регионах с умеренным климатом, изобильных рыбой и дичью, например, на северо-востоке Тихого океана, имеют рабов, касты и культуру воинов, а скромно одаренные материально Сан и Семаи находятся на мирном конце распределения. И как раз славные древние империи имели рабов, распятия, гладиаторов, безжалостную конкуренцию и человеческие жертвоприношения.

Идеи, приведшие к демократии и другим гуманитарным реформам процветали в XVIII веке, но подъем материального благосостояния пришел гораздо позже. Богатство на Западе начало увеличиваться только во времена Промышленной революции XIX века а здоровье и долгая жизнь стали расти только с революцией  в общественном здравоохранении в конце XIX-го. Более мелкие флуктуации богатства, похоже, тоже не совпадают с концепцией прав человека. Хотя некоторые высказывали идею, что линчевания на американском Юге выросли, когда упали цены на хлопок, поразительным историческим трендом было экспоненциальное падение случаев суда Линча в первой половине ХХ века, на котором не отразились ни Ревущие двадцатые, ни Великая Депрессия. Насколько мы знаем, Революция прав человека, начавшаяся в 50-х, не набирала ход и не сбавляла его в зависимости от подъемов и спадов делового цикла. И права не являются автоматическим результатом современного богатства, как можно видеть по относительно высокой терпимости к домашнему насилию и наказанию детей в некоторых успешных азиатских государствах.

Насильственные преступления не следуют и за экономическими индикаторами. Падение случаев убийств в США в XX веке практически не коррелирует с показателями богатства: количество убийств упало в середине Великой депрессии, взлетело во время бума 60-х и вспахало новое дно во время Великой рецессии, начавшейся в 2007 г. Слабую корреляцию могли бы предсказать полицейские записи, из которых видно, что убийства провоцируются моралистическими мотивами, например, ответом на оскорбление или неверност, а не материальными вроде денег или еды.

Богатство и насилие показывают сильную связь только при одном сравнении: в различиях между странами, находящимися внизу экономической шкалы. Вероятность того, что страна будет разорвана неистовыми гражданскими мятежами, как мы видели, начинает возрастать, когда ее внутренний продукт на душу населения падает ниже тысячи долларов. Впрочем нелегко указать причины этой корреляции. За деньги можно купить много разных вещей, и неочевидно, что именно из того, что страна не может себе позволить, виновато в насилии. Это могут быть как лишения отдельный людей - плохое питание и лечение, так и лишения всей страны - недостаток хороших школ, полиции и правительства. А поскольку война - это развитие наоборот, мы даже  не знаем степень, в которой бедность вызывает войну или война вызывает бедность.

И хотя крайняя нищета связана с гражданской войной, не похоже, чтобы она была связана с геноцидом. Вспомните, что в бедных странах больше политических кризисов, и политические кризисы приводят к геноциду, но как только страна уже оказывается в кризисе, бедность уже не увеличивает вероятность геноцида. На другом конце шкалы богатства Германия 30-х годов уже вышла из худших времен Великой депрессии и становилась развитым промышленным государством, но именно тогда в ней зародились зверства, для которых пришлось придумать само слово "геноцид".

Запутанные отношения между богатством и насилием напоминают нам, что люди живут не хлебом единым. Мы верующие, морализирующие животные, и большая часть насилия происходит от деструктивных идеологий, а не от недостатка богатства. К лучшему или худшему - обычно к худшему - люди часто желаюют променять материальный комфорт на то, что считают духовной чистотой, общественной славой или совершенной справедливостью.

Религия. Говоря об идеологиях, мы уже видели, что от древних племенных догм много хорошего не получилось. По всему миру вера в сверхъестественное давала разрешение на человеческих жертвоприношения, чтобы задобрить жаждущих крови богов, и на убийства ведьм за их зловредную силу. Писания представляют Бога, наслаждающегося геноцидом, изнасилованиями, рабством и казнями инакомыслящих, и тысячелетиями эти книги использовали для рационализации массовых убийств неверных, владения женщинами, избиения детей, доминирования над животными, преследования еретиков и гомосексуалистов. Гуманитарные реформы - отмена жестоких наказаний, распространение вызывающих эмпатию повестей, отмена рабства - в свое время вызывали жестокий отпор со стороны церковных властей и их апологетов. Возвышение местечковых ценностей до области сакрального - это лицензия на пренебрежение интересами других  людей, императив отвергнуть всякую возможность компромисса. Они воспламеняли сражающихся в европейских религиозных войнах, - второй по кровавости период в современной западной истории, и продолжают сегодня воспламенять партизан на Среднем Востоке и некоторых частях исламского мира. Теория "религия - это сила мира", которую сегодня часто слышно среди религиозных  правых и их союзников, не соответствует фактам истории.

Защитники религии заявляют, что две теории XX века, приведшие к геноциду, - фашизм и коммунизм, - были атеистическими. Но первое заявление ошибочно, а второе не имеет отношения к делу. Фашизм счастливо сосуществовал с католицизмом в Испании,Италии, Португалии и Хорватии, и хотя Гитлер не нашел особого применения христианству, он никоим образом не был атеистом, и пророчествовал, что исполняет божественный план. Историки сообщают, что многие представители нацистской элиты сливали нацизм с немецким христианством в синкретическую веру, выводя из нее свои тысячелетние видения и долгую историю антисемитизма. Многие христианские пастыри и их стадо с большой радостью подписывались на нее, находят с нацистами общее дело в виде противостояния терпимой, секулярной, космополитической культуре веймарской эры.

Что же касается безбожного коммунизма, то безбожным он определенно был. Но отречение от одной нелиберальной идеологии не дает автоматически иммунитет к остальным. Марксизм, как заметил Даниел Хирот, остался верен худшей идее христианской библии, тысячелетнему катаклизму, который принесет утопию и восстановит безгрешную невинность. Он неистово отрицал гуманизм и либерализм Просвещения, которое ставит автономию и процветание индивидов главной целью политических систем.

В то же время некоторые религиозные движения в некоторые времена истории действительно боролись с насилием. В зонах анархии религиозные институты иногда служили цивилизующей силой, и поскольку многие из них претендовали на моральную франшизу в своих сообществах, они могли становиться опорой для размышлений и моральных действий. Квакеры превратили аргументы Просвещения против рабства и войны в эффективные движения за отмену рабства и за пацифизм, и в XIX столетии другие либеральные протестантские деноминации присоединились к ним. Протестантские церкви также помогли утихомирить дикий фронтир американского Юга и Запада. Афроамериканские церкви предоставили организационную инфраструктуру и силу риторики движению за гражданские права (хотя. как мы видели, Мартин Лютер Кинг отверг общепринятую христианскую теологию и черпал вдохновение от Ганди, светской западной философии и гуманистических теологов-ренегатов). Эти церкви также работали вместе с полицией и местными организациями над снижением преступности в афроамериканских районах в 90-е. В развивающемся мире Десмонд Туту и другие церковные лидеры работали с политиками и неправительственными организациями в движениях по примирению, излечивших страны, прошедшие апартеид и гражданские волнения.

Поэтому подзаголовок атеистического бестселлера Кристофера Хитченса "Как религия отравила все" - это преувеличение. Религия не играет какой-то одной роли в истории насилия, потому что религия не была единственной силой в истории чего бы то ни было. Обширный набор движений, которые мы называем религиями, имеют между собой мало общего, кроме их отличия от светских институтов, которые появились в жизни людей не так уж давно. И верования и практики религий, несмотря на их претензии на божественное руководство, - это внутренние факторы в человеческих делах, отзывающиеся на интеллектуальные и общественные течения. Когда течения движутся в направлении просвещения, религии часто адаптируются к ним - самым очевидным образом, когда благоразумно пренебрегают самыми кровожадными пассажами Ветхого Завета. Не все приспособления настолько откровенны, как те, что были в мормонской церкви, лидеры которой получили послание от Иисуса Христа в 1890, в котором он сообщил, что церковь должна прекратить многоженство, - как раз когда многоженство мешало присоединению Юты к Союзу; и в 1978 году, когда Христос сообщил, что в священники должны принимать негров, - тех самых, что до этого несли на себе каинову печать. Но более тонкое приспосабливание, провоцируемое расколами, реформаторскими движениями, экуменическими  советами и другими либерализующими силами, позволяют другим религиям нестись вместе с гуманистической волной. Лишь когда фундаменталистские силы стоят поперек этих течений и накладывают племенные, авторитарные и пуританские ограниченияя, тогда только религия становится силой, ведущей к насилию.
Subscribe

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Загадка в виде картинки

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги.

  • Знаете ли вы, что...

    сказка "Цветик-семицветик" - это грубо изуродованная советской цензурой иудейская притча, и в оригинале речь шла о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Загадка в виде картинки

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги.

  • Знаете ли вы, что...

    сказка "Цветик-семицветик" - это грубо изуродованная советской цензурой иудейская притча, и в оригинале речь шла о…