gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Из книги Пинкера "Лучшие ангелы нашей природы"

Темной стороной наших коммунальных чувств является желание, чтобы наша собственная группа доминировала над другой, и неважно, что мы чувствуем к членам той группы как к индивидам. Во множестве знаменитых экспериментов психолог Генри Таджфел говорил участникам, что они принадлежат к той или иной группе, определяемых по какому-нибуль тривиальному различию, например, предпочитают ли они картины Пауля Клее или Василия Кандинского. Затем он предоставлял им возможность распределить деньги между одним участником своей группы и участником другой; члены группы идентифицировались только по номерам, и сами участники ничего не теряли и не приобретали от своего выбора. Но они не только выделяли больше денег своим только что обретенным товарищам, но и предпочитали наказывать члена другой группы (например, семь центов для своего поклонника Клее, один цент для поклонника Кандинского). Предпочтение одной группы появляется рано в жизни и, похоже, от него надо скорее отучиваться, чем ему учиться. Психологи, изучающие развитие, показали, что дошкольники выражают расистские установки, которые привели бы в ужас их либеральных родителей, и даже грудные дети предпочитают взаимодействовать с людьми своей расы и акцента.

Психологи Джим Сиданиус и Фелисия Пратто предположили,, что люди в разной степени питают мотив, названный ими социальным доминированием, хотя более интутивным термином был бы трайбализм: желание, чтобы общественные группы были организованы в иерархию, обычно с собственной группой на самом верху. Ориентация на социальную доминацию, как показали психологи, склоняет людей к широкому набру мнений и ценностей, включающих патриотизм, расизм, фатализм, карму, касты, национальное предназначение, милитаризм, жестокость в преступлениях, и оборону существующих институтов власти и неравенства. Ориентация от социального доминирования, по контрасту, склоняет людей к гуманизму, социализму, феминизму, универсальным правам, политическому прогрессу, и пацифистским и эгалитарным темам в Библии.

Теория социального доминирования предполагает, что раса, фокус столь многих дискуссий о предвзятости, психологически неважна. Как показали эксперименты Таджфеля, люди могут делить мир  на группы внутри и снаружи, основываясь на любом приписанном им сходстве, включая вкусы в экспрессионистской живописи. Психологи Роберт Курзбан, Джон Туби и Леда Космидес указали, что в эволюционной истории человечества члены различных рас были разделены океанами, пустынями и горными хребтами (почему, собственно, расовые различия и возникли), и они редко встречались лицом к лицу. Противниками были деревни, кланы и племена той же самой расы. Что в основном рисуется в человеческих головах, так это не раса, а коалиция: просто так получилось, что сейчас многие коалиции (соседства, шайки, страны) совпадают с расами. Любое возмутительное обращение, которое люди демонстрируют по отношению к другим расам, легко вызывается членами иных коалиций. Эксперименты психологов Г. Ричарда Такера, Волласа Ламберта и позже Катерины Кинзлер показали, что одним из самых ярких стимулов предвзятости является речь: люди не доверяют тем, кто говорит с незнакомым акцентом. Эффект можно проследить до очаровательной истории о происхождении слова "шибболет" в Суд. 12:5-6:

…И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи…

***

Феномен национализма можно понять как взаимодействие между психологией и историей. Это сплавленные воедино три вещи: эмоциональный импульс, стоящий за трайбализмом; когнитивная концепция "группы" как людей, разделяющих язык, территорию и общее происхождение; и политический аппарат правительства.

Национализм, как сказал Эйнштейн, " - это корь человеческой расы". Это не всегда верно - иногда это просто насморк головы - но национализм может стать заразным, если он сопутствует групповому эквиваленту нарциссизма в психиатрическом смысле, а именно большому, но хрупкому эго с незаслуженной претензией на превосходство. Вспомните, что нарциссизм может привести к насилию, когда нарцисс обозлен пренебрежительным сигналом из реальности. Соедините нарциссизм с национализмом и вы получите смертельный феномен, который политологи называют рессентиментом: убеждением, что чья-то нация или цивилизация имеет историческое право на величие, несмотря на свой низкий статус, который можно объяснить только зловредностью внешних или внутренних врагов.

Рессентимент подстегивает эмоции прерванного доминирования - унижение, зависть и ярость - к которым склонны нарциссы. Историки, такие как Лиа Гринфилд и Даниел Хирот приписывали главные войны и геноциды начала XX века рессентименту в Германии и России. Оба государства считали, что они реализуют свое законное право на превосходство, которое отрицают их вероломные враги. Внимания наблюдателей современной сцены не избежал тот факт, что Россия и исламский мир пестуют обиды насчет незаслуженного ими отсутствия величия, и эти эмоции являются угрозами миру, которыми не следует пренебрегать.

В другом направлении идут европейские страны, такие как Голландия, Швеция и Дания, которые прекратили играть в игры превосходства в XVIII веке и нацелили свою самооценку на более осязаемые, хотя и не такие трогательные достижения, как делание денег и предоставление своим гражданам приятного образа жизни. Вместе со странами, который никогда и не волновались о своем величии, например, Канадой, Сингапуром и Новой Зеландией, их национальная гордость, хотя и значительная, соизмерима с их достижениями, и на арене международных отношений они не доставляют беспокойства.

Амбиции группового уровня также определяют судьбу этнических соседей. Эксперты по этничности отвергают общепринятое суждение, что древняя ненависть неизбежно удерживает соседние народы на глотках друг друга. В конце концов, на планете существует шесть тысяч языков, и по меньшей мере у шестисот есть заметное количество говорящих. По любым меркам количество смертельных бушующих этнических конфликтов - лишь малая доля из числа возможных. В 1996 году Джеймс Фирон и Дэвид Лейтин провели одно из таких исследований. Они сосредоточились на двух частях мира, где имеется взрывчатая смесь этнических групп: республики недавно распавшегося Советского Союза в начале 90-х, где имеется 45 групп, и недавно деколонизированная Африка с 1960 по 1979 годы, в которой групп по меньшей мере 160, а вероятно и намного больше. Фирон и Лейтин посчитали число гражданских войн и случаем межобщинного насилия (например, бунты со смертельным исходом) как пропорцию к количеству пар соседних этнических групп. Они обнаружили, что в бывшем Советском Союзе насилие происходило в 4.4% возможностей, а в Африке - меньше чем в 1%. Развитые страны со смесью этнических групп, такие как Новая Зеландия, Малайзия, Канада, Бельгия и с недавних пор Соединенные Штат, имеют даже лучшие показатели этнического мира. Группы могут действовать друг другу на нервы, но не убивают при этом друг друга. Впрочем, это не должно удивлять. Даже если этнические группы похожи на людей и постоянно состязаются за статус, вспомните, что люди тоже бОльшую часть времени не дерутся.

Несколько вещей определяют, могут ли этнические группы сосуществовать без пролития крови. Как показали Фирон и Лейтин, один важный ингибитор - это то, как группа обращается с возмутителями спокойствия, нападающими на члена соседней группы. Если их ловит и наказывает их собственное сообщество, группа-жертва может счесть инцидент индивидуальным преступлением, а не первой атакой войны против себя. (Вспомните, что одна из причин, по которым эффективны международные миротворцы, та, что они могут наказывать нарушителей одной стороны к удовлетворению другой). Политолог Стефен ван Эвера предполагает, что еще большим фактором является идеология. Все становится очень плохо, когда переплетенные этнические группы желают собственного государства, надеются объединиться со своими диаспорами в других странах, долго помнят обиды, причиненные им предками их соседей, но не раскаиваются во вреде, который причинили они сами, и живут под властью паршивых правительств, мифологизирующих славную историю одной группы, исключая из общественного договора остальных.

Многие мирные страны сегодня находятся в процессе переопределения национального государства, очищая его от трайбалистской психологии. Правительство больше не определяет себя как кристаллизацию тоски души конкретной этнической группы, а считает себя хранителем договора, включающего всех людей и все группы, которые к настоящему моменту находятся на данном участке земли. Правительственная машина нередко гротескна, со сложными установками передачи власти, специальным статусом, разделением власти и позитивной дискриминации, и ее конструкция удерживается вместе несколькими национальными символами вроде команды по регби. Люди теперь думают об одежде, а не о крови и почве. Это неразбериха, соответствующая неразберихе разделенных "я" самих людей, в которых сосуществуют идентичности и как индивидов, и как членов перекрывающихся групп.
Subscribe

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Загадка в виде картинки

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги.

  • Знаете ли вы, что...

    сказка "Цветик-семицветик" - это грубо изуродованная советской цензурой иудейская притча, и в оригинале речь шла о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Загадка в виде картинки

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги.

  • Знаете ли вы, что...

    сказка "Цветик-семицветик" - это грубо изуродованная советской цензурой иудейская притча, и в оригинале речь шла о…