gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

История нации

Любая нация неизменно приписывает себе длиннейшую историю - и чем длиннее, тем лучше. Рационально это объяснить нельзя, остается только принять как очередной когнитивный сбой. Людям просто хочется, чтобы история их народа уходила куда-нибудь на тысячу лет назад, а лучше - сразу в юрский период. Это наполняет их жизнь чувством смысла, которого они лишены в быту.

Поскольку никакой "нации", как чего-то осязаемого вроде физического тела, не имеется, это лишь  некий умственный конструкт, ее история сочиняется тоже в виде умственного конструкта, факты для которого собираются из достаточно рыхлой пространственно-временной окрестности. Для ее начала выбирается некое яркое событие - не излагать же в самом деле все вплоть до Хомо Хабилиса.

Например, для истории "российской нации" такой точкой выбрано первое упоминание слова "Русь" в летописи, которая была написана лет так на четыреста позже. Почему именно она - неужели тут раньше люди не жили? И почему приход варягов к племенам восточных славян - это история России, а не Швеции? Ведь "русами" назывались именно они.

Примерно в том же духе история продолжается и дальше. В дело, как в лавке старьевщика, идет все, что происходило на некоей территории всю тысячу лет подряд. Алгоритм тут такой: берется территория некоего государства, к которому, как считается, принадлежит конкретная нация, к ней добавляются все территории, которые хоть полдня принадлежали другим государствам - его предшественникам (предшественники  определяются весьма приблизительно - с помощью все той же нечеткой логики), и вычитаются территории, которые сейчас принадлежат государствам, к которым приписаны другие нации. Но не всем, а только к сильным государствам. Например, Украина - это Россия, а вот Финляндия - это уже не Россия.

Но в этом безумии есть своя система.

Сама история строится из трех ингредиентов:

1. Откровенная ложь. Этим особо стараются не злоупотреблять, но иногда по-другому не получается, или не могут устоять перед соблазном ввернуть что-нибудь эдакое, особо красивое. Я бы оценил ее количество процентов в десять.

2. Полуправда-полуложь. Вот этой субстанации куда больше - иногда доходит до половины. Сюда идут случаи побед, которые были совсем не победами; пятна на репутации великих людей, которые обладали, бывало, скверными привычками, а то и вовсе не были великими; упрощения для школьников, которые становятся каноном, потому что школьники вырастают и не желают переучиваться, и т.п. Особого упоминания заслуживает лакировка действительности, потому что реальная человеческая история любой нации состоит в основном из грязи и страданий - настолько, что ее даже неловко будет рассказывать инопланетянам.

3. И самое главное - результаты нарратизации. Как учит нас непризнанный психолог Джейнс, нарратизация - одно из базовых свойств сознания. Это процесс выстраивания истории из разрозненных фактов. Не той истории, что в древнем смысле, а той, что в литературном.

Например, сновидения весьма хаотичны, поскольку создаются по принципам ассоциативности, и поэтому с легкостью скачут от одной идеи к другой, чуть-чуть чем-то похожей. Если вам снится, что вы летите, ни в коем случае не смотрите на землю  - иначе вы тут же там окажетесь.

Но как только вы просыпаетесь, в дело тут же вступает сознание, которая начинает искать логику в нелогичных ошметках сна и выстраивает из них какую-то историю. Сначала вы хотели то-то, для этого полетели, затем приземлились и пошли туда-то.

Ровно тем же занимается сознание, когда вы вспоминаете свою жизнь или даже сегодняшний день. Выстраивает последовательную историю, выкидывая не лезущие факты и упорядочивая отобранные. Но делает оно это не просто так, а в соответствии с некоторой априорной идеей. Например, если у вас отличное настроение, вы построите историю жизни как непрерывную череду успехов. Если вы в депрессии, то ваше прошлое будет рисоваться в виде сплошных фиаско, которые в конце концов довели вас до цугундера.

Примерно так же сочиняется и "история" нации. Из бесконечного числа самых разных фактов отбираются те, которые соответствуют некоему сюжету. Поскольку нация - продукт модерна, а модерн был помешан на прогрессе, то современные национальные истории в основном строятся на той же идее. Было вот такое вот скромное начало, а потом неуклонный рост, прогресс, расширение, а ради этого героический труд (используется редко), блистательные военные победы (всегда) и прорывы в сфере духа (довольно часто).

Все остальные факты, которые не соответствуют такому рассказу, выкидываются и остаются погребены в толстых книгах. Их же судьбу разделяют факты, которые рассказу соответствуют, но недостаточно красочны - место в национальной истории довольно ограничено, ее же надо вдолбить школьникам, да и вообще она должна помещаться в любом среднем уме.

Разумеется, понятно, что такая история должна строго соответствовать текущей государственной идеологии. Соответственно, при смене идеологии меняется и "история нации", факты отбираются заново по новому шаблону.

Например, традиция российской государственности в новое время печально известна резкими сменами идеологии, вместе с которой меняется и "история".

До 1917 года "история нации" (которой не существовало) на деле была историей побед монархической власти, в духе которой и была сочинена "История государства Российского" - продукт столь же идеологический, сколь и историографический. Именно поэтому она начинается с прихода варягов, которые мыслились как первые прототипы российских самодержецев.

В 1917 году сменилась идеология и история стала трактоваться как непрерывная цепь народных страданий и героической борьбы с угнетателями, прогресс которой в конце концов привел к установлению советской власти как квинтэссенции народных чаяний.

В 1941 году в военных условиях история была расширена, мрачность прошлого несколько понижена и оказалось, что там не все было так плохо. Заодно добавили пафоса борьбы с иноземными захватчиками, и "крови и почвы" в романтическом немецком духе, а также величия в смысле титана-государства. Величие после войны на фоне победы над фашистами получило довольно истерические нотки, когда России стали приписываться буквально все достижения человечества.

До перестройки идеология нации радикально не менялась, лишь становясь со временем спокойнее.

В перестройку начался новый радикальный поворот. Теперь уже вся история СССР превратилась в сплошное черное пятно, на фоне которого блистали и переливались неземными цветами "Россия, которую мы потеряли" и "Новая демократическая Россия". Прогресс теперь стал видеться как следование единственно возможным путем Запада, в конце которого всех ждет ложе из роз, а СССР - как главным тормоз на этом светлом пути.

Все эти метания и развороты породили грустную шутку о России как стране непредсказуемого... прошлого.

И, наконец, уже во второе правление Путина была сочинена новая история. Это эклектичная идеология, я бы даже сказал, метаидеология, поскольку она дергает уже не факты, как ее предшественницы, а готовые куски из самих предшественниц. Там явственно видны части из истории монархической нации по Ключевскому, к ней густо добавлены "кровь и почва", позаимствованная у черносотенцев, плюс советская концепция дружбы народов, плюс брежневская концепция памяти о войне, плюс некоторые советские успехи (в целом советское время выглядит чуть посветлее, чем в перестройку), плюс совсем уж средневековая идея о Святой Руси, которой угрожают супостаты. Вся эта солянка довольно механично слеплена и поэтому кишит противоречиями, но всем пофиг. Она спроецирована в прошлое, которое мыслится примерно таким же, как сейчас, плюс-минус мелкие отличия в модах. От других эта "история" отличается крайне важной деталью - из нее начисто выкинуто понятие прогресса. Ша, уже никто никуда не идет, и раньше никуда не ходил. Россия зародилась 1000 лет назад великой, пронесла это величие через столетие, несмотря на козни всяких разных завистливых соседей по шарику, и велика сейчас. То есть, это уже история не модернисткая, а типично постмодернистская - центонная, цитатная и непрогрессивная.

Поглядим, какой будет следующая, и есть ли жизнь после герменевтики квантовой гравитации.

Замечание. Истории всех наций сочиняются примерно по одному лекалу. Истории России взяты для примера, так как автор знает их лучше всего. Примерьте описанные принципы к официальной истории своей нации.

Замечание 2. Вот только насчет постмодернизма не уверен - применимо ли это ко всем. Похоже, подобный исторический дискурс уникален и является ноу-хау современной РФ и прочих державок СНГ.
Subscribe

  • (no subject)

    Однажды, когда я был маленьким, я увидел в кинотеатре через пару сидений одного мальчика. Мне он показался настолько симпатичным, что мне страшно…

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Загадка в виде картинки

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

  • (no subject)

    Однажды, когда я был маленьким, я увидел в кинотеатре через пару сидений одного мальчика. Мне он показался настолько симпатичным, что мне страшно…

  • Ответ на загадку с картинкой

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги. ====================================================== Карл Маркс.…

  • Загадка в виде картинки

    Этот коллаж иллюстрирует название довольно известной раньше книги.