gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Category:

Москва - Хтон, или структуры в литературе

dralexandra просит рассказать, как выглядит структура сказки.

Сама идея структуры появилась в 60-х годах в рамках новой научной парадигмы, которая так и называлась - структурализм. Ее применяли к языку, к первобытным обычаям и много к чему еще, но нас интересует использование в литературе.

Структура - это, образно говоря, скелет литературного произведения, придающий ему форму. Нет этого скелета - нет и текста соответствующего жанра. Это не удивительно. Удивительней то, что нередко произведения одного жанра маскируются внешним антуражем под другой и вводят немало людей в заблуждение.

Например, все детективы имеют следующую структуру: имеется некая загадка - вещь, которая не могла произойти, но произошла. Обычно это, разумеется, преступление. Требуется объяснить произошедшее материалистически и действиями одного из персонажей. Для затравки автор подкидывает читателям подсказки - улики, в надежде раздразнить пытливость читателя, и сразу вводит всех подозреваемых. В хорошем детективе все подсказки у читателя уже перед глазами, но ничего из них он сложить не может, и в конце, когда преступление раскрывается, хлопает себя по лбу - как же я раньше-то не догадался.

Если что-то из этой канонической структуры - загадка, улики, виновник, правдоподобное объяснение - нарушено, то детектив тут же разрушается. Например, выясняется, что убитый умер от инфаркта и никто не виноват. Или что замешаны рептилоиды, вообще не связанные законами физики.

Структура жесткой научной фантастики такова: вот научное открытие (следуют подробные объяснения). А вот как его можно применить.

Структура так называемой социальной фантастики следующая: вот какое-то произошедшее изменение, а вот последствия, которое оно вызовет в обществе. Изменения могут быть научные (или хотя бы похожие на научные) - и тогда мы получаем что-то более-менее похожее на НФ, и вообще произвольные - тогда мы имеем полуфантастику вроде "Альтиста Данилова" или типичные книги Стругацких, которые не про мир Полдня.

Структура фэнтези - придумать непротиворечивый мир, непохожий на наш. Если мира нет - фэнтези тоже нет. Весь смак Толкиена, например, не в истории с кольцом, которая довольно банальна, а именно в конструировании другого мира - его рас, языка, географии и т.п.

Общая структура сказки такая: имеется герой с большой буквы. Он - абсолютное Добро. Герой сражается с Абсолютным злом и побеждает. В чистой сказке Герой не только побеждает, но и вознаграждается. В ее разновидности - трагедии, берущей начало из воинских представлений, он может погибнуть, но при этом все равно вознаграждается.

Еще более узкая структура у так называемой волшебной сказки, основанной на ритуале инициации. Главный герой неполноправен, он отправляется к предкам в царство мервых, претерпевает там испытания и вознаграждается полноправным гражданским статусом. В этом ему помогают волшебные спутники и волшебные предметы.

Несложно заметить, что сказка вообще - это просто размыта форма структуры волшебной сказки.

На основании сказки можно по структуре выделить и поджанры - например, "полицейские и воры", где основной сюжет составляют погони и перипетии. Впрочем, главное все равно сохраняется - плохие наказаны, хорошие торжествуют.

Подробнее о волшебной сказке и комплексе инициации можно прочитать в классической книге В. Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Так же рекомендую длиннющую и интересную книгу Лема о литературе "Философия случая", в которой в числе прочего затрагиваются и эти темы. Например, Лем разбирает, почему невозможно написать антисказку, в которой бы Зло торжествовало полностью над Добром.

Как я уже сказал, немало книг лишь маскируются под определенный жанр, но на самом деле имеют совсем другую структуру. Особенно это характерно для фантастики. Чуть ли не половина советской фантастики 50-х годов строилась по структуре сказки "полицейские и воры". Вот имеется некое чудесное изобретение, его похищают буржуи и понеслась.

Есть "фантастические" книги, на самом деле являющиеся детективом. Вот вам загадочная планета, а дальше всю книгу будут улики и потом разгадка.

Ну и просто сказка, наряженная под фантастику, - дело обычное.

А схему инициации хотя бы в разведенном виде можно найти чуть менее, чем везде. Это просто бродячая структура без которой вообще немыслима литература.

Определение жанра по структуре, а не по внешнему антуражу гораздо точнее. Например, "Гарри Поттер" (фильм, книгу я не читал) - сказка не потому, что там все ходят с волшебными палочками и колдуют, это как раз не особо важно, а потому что там абсолютно хорошие гоняются за абсолютно плохими и в конце концов побеждают. Несколько первых фильмов имеют подструктуру и построены каждый по принципу инициации. Хороший герой отправляется в иной мир (например, в явно хтоническую Тайную комнату) и там побеждает чудовище. При этом на базовую структуру может быть навешано сколько угодно финтифлюшек - например, в шестом фильме сцены в Министерстве явно срисованы с "Бразилии" Гиллиама, но скелет это не меняет.

Если из "Гарри Поттера" вычеркнуть всех эти казаков-разбойников, там останется только история про чудесную школу. Очень милая - я бы сам в такой с удовольствием учился, уютная - короче, что-то в стиле Чарской. Если убрать и Чарскую, то остается пустота. Будет только мир волшебников - очень проработанный в деталях, но совершенно не понятно зачем существующий в целом и какую функцию в книге несущий. Чем занимаются волшебники? Да ничем. Или колдуют непонятно для чего, или служат в Министерстве и перекладывают там бумаги.

А вот другой пример якобы фантастики - цикл фильмов "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Откинув внешний антураж, мы получаем типичный роман взросления, основанный на все той же инициации. Структура ее неизменна: главный герой (это, разумеется, капитан корабля Витя Середа) и его друзья-собратья по инициации - Козелков, Федя и Агапит (они же воины-волки Середы, для которых он - командир), отправляются в подземный мир. Они опускаются в него и оказываются в мире предков (формально предков Агапита), он же мир мертвых - в нем заправляют мертвые роботы. Герою грозит неиллюзорная опасность самому стать мертвым - лишившись всех человеческих качеств в некой машине изменения психики или же быть убитым в прямом смысле слова. Ему помогают волшебные помощники, например, робот-нянька, имеются и волшебные предметы - ключи управления. А за всем этим недреманным оком наблюдает суперпомощник - представитель тотема - И.О.О., всемогущий и всеведущий.

Герой должен проявить мужество, находчивость, хитрость, решив задания (разобравшись что к чему) и победив роботов. После этого он становится полноправным членом общества и может жениться (идиллическая схема разбиения на парочки в конце).

Базовая схема, естественно, не может быть не расцвечена, например, в советском духе коллективизма герой действует не один, а в составе экипажа, и его подвиги как бы разбавляются на всех, а не приписываются одному. Из дискуссий физиков и лириков 60-х годов взята сама идея "лишения эмоций" и превращения в полностью рациональных роботов. В тактичной форме подростков учат, что не надо бояться признаваться в чувствах, а то можно пролететь (история с запиской), что исключительные суперталанты - не так уж обязательны, и есть вещи поважнее (Миша со своей фотографической памятью так и просидел все время на звездолете) и т.п.

В "Москве - Кассиопее" полно совершенно глупых ляпов, если рассматривать ее всерьез как научную фантастику. Но это с точки зрения взрослого человека. Если вы видели этот фильм подростком, то вы не замечали никаких натяжек, там все было естественно и логично, и как раз о том, что нужно.

То же относится и к "Гарри Поттеру". Просто для каждого обучения существует сензитивный возраст, и определенные фильмы или книги надо усваивать именно в нем. Например, перечисленные - в подростковом, ни раньше и ни позже.
Subscribe

  • Путешествия слов - 2 (загадка)

    Тюркское слово "казак" означало "потерявший род". Так назывались молодые мужчины, ищущие судьбу и славу за пределами обжитой…

  • Загадка о меняющихся временах

    В конце XIX века турецкий журналист Сюлейман Тевфик за свое предложение сделать ЭТО был обвинен в покушении на безопасность Османской империи и на…

  • Путешествия слов (загадка)

    В вульгарной латыни слово extufa jозначало какую-то разновидность бани. Оно было заимствовано в древневерхненемецкий как stuba, что означало уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Путешествия слов - 2 (загадка)

    Тюркское слово "казак" означало "потерявший род". Так назывались молодые мужчины, ищущие судьбу и славу за пределами обжитой…

  • Загадка о меняющихся временах

    В конце XIX века турецкий журналист Сюлейман Тевфик за свое предложение сделать ЭТО был обвинен в покушении на безопасность Османской империи и на…

  • Путешествия слов (загадка)

    В вульгарной латыни слово extufa jозначало какую-то разновидность бани. Оно было заимствовано в древневерхненемецкий как stuba, что означало уже…