
Но увы, психологи всегда обходили эту тему стороной, ограничиваясь совершенно бесполезными указаниями: дескать, это надо преодолевать, закалять волю, тренироваться - и т. п. благоглупости.
Единственная книжка, целиком посвященная данному предмету, - "Застенчивость" Зимбардо - была такой же бесполезной. Вообще не то и не о том.
И вот наконец, через много лет, я нашел то, что что нужно. При чтении у меня постоянно было чувство, будто меня за руку вводят в пещеру, полную сокровищ. Лучше поздно, чем никогда. Видя и узнавая схожие черты у людей из совсем другой культуры (США), видишь, что ты ничуть не уникален, и не более ненормален, чем все окружающие.
Доктор Гилмартин подошел к проблеме очень серьезно. Во-первых, решительно отделил всякую мелкую ерунду - вроде боязни публичных выступлений - от главной: страха в любовных делах. Выступать на сцене приходится далеко не каждому, и при сильной необходимости такой навык можно натренировать - как и навык беседы с людьми, и звонков по телефону. Но с потными ладонями на неуклюжем свидании все гораздо хуже. Никаким усилием воли это не лечится.
Во-вторых, он исследовал ситуацию комплексно - начиная от биологии, в отличие от прочих психологов, очень любящих объяснять все дурными привычками или детскими комплексами. По Гилмартину, социофобия - это продукт одновременно и nature, и nurture. Особое устройство мозга (меланхолически-тревожное, вызванное повышенной проводимостью нервных путей) накладывается на общественные ожидания, каким должен быть "правильный мальчик" и затем "настоящий мужчина". И все это полируется травлей "не таких" со стороны "таких" мелких неполовозрелых приматов-самцов. Результат - боязнь людей, включая женщин, социальная изолированность, одиночество, и низкооплачиваемая примитивная работа при высоких интеллектуальных качествах.
Заодно автор провел еще и немаленький соцопрос среди застенчивых и обычных мужчин, и дал ситуацию в динамике - от молодости до старости. Впрочем, все это надо читать самому - очень уж много там интересного, если сама тема для вас актуальна.
Есть ли свет в конце тоннеля? Есть, в принципе. В 90% случаев помогает разновидность поведенческой терапии - то есть, такой, что не копается в детских комплексах и не ведет годами разговоры ни о чем. Терапия групповая - на ней просто учатся знакомиться с реальными женщинами - под наблюдением психотерапевта. Тренируют навык.
Впрочем, нельзя умолчать, что книга Гилмартина воспринимается в среде психологов с настороженностью. Тому две причины. Первая - то, что автор несколько раз не удержался и ядовито прошелся по традиционным неработающим методам лечения застенчивости. Вторая более серьезная: у Гилмартина имелся пунктик на разной эзотерике, поэтому он время от времени вставлял в текст свои взгляды на этот счет - про карму, тонкие тела и т.п. Впрочем, эти глупости можно при чтении смело пропускать, они там ни на что не влияют, и остальные выводы от них никак не зависят. Кстати, весь этот оккультизм изложен по моде 70-х годов, и потому сейчас выглядит достаточно архаично и потому смешно.