gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Чехословацкие банкноты

Существует два типа стран: которые печатают свои деньги сами и которые заказывают их на стороне. Собственная художественная школа может по понятным причинам выработаться только в первых, вторым приходится довольствоваться некими усредненными стандартами, к которым в качестве утешительного приза могут пририсовать какую-нибудь местную достопримечательность.

Из всех европейских школ деньгорисования я считаю самыми лучшими чехословацкую и венгерскую. С чехословацкой я вас сегодня немножко познакомлю.

Но сначала небольшое замечание. Разумеется, каждая страна, печатающая деньги, стремится, чтобы они как можно полнее выражали ее национальный дух, имели ярко выраженную и узнаваемую принадлежность. Однако же глядя в ретроспективе, хорошо заметно, что на практике деньги выражают не столько национальный дух, сколько дух времени - настолько, что их легко отнести к определенному периоду, даже не вникая, что там за страна.

К Чехословакии это относится в полной мере.

Вот это, например, легко узнаваемый стиль арт-деко. Для двадцатых годов он, впрочем, выглядит уже немножко подзадержавшимся, тогда повсюду уже был модным рубленый баухаус, но зная имя автора, это не очень удивительно. Ведь эти банкноты рисовал сам Альфонс Муха - живой классик стиля.



Примерно к тому же периоду относится вот эта милая денежка. Подозреваю, что минимализм тут был скорее вынужденной необходимостью - из-за плохих технических средств, но получилось красиво. Заодно напоминает, что идея положить на бок часть надписей не так уж нова и оригинальна, как это казалось голландцам в 80-х.



На портрете, кстати, изображен Ян Амос Коменский - основатель современной школы с классами, партами и уроками. Мы еще встретимся с ним в этом посте.

В тридцатые годы среди дизайнеров денег начинается мода на псевдоклассицизм - все солидное, даже тяжеловесное, изобилующее ветками, гильошами и аллегорическими фигурами. Однако чехи и в этом стиле умеют работать тонко.



Послевоенные годы в странах народной демократии, разумеется, время расцвета соцреализма. Мужественные пролетарии и крестьянки на фоне заводов и полей, при вполне классической манере рисования. Очень узнаваемый в деньгах, яркий  стиль, на который и сейчас приятно поглядеть.

Вот десятка 1960 года, где гармония на лицевой стороне достигается совершенно минимальными средствами. Обратите еще внимание на изящную деталь - один цветок из рук девочек выпадает за рамку картины.



Обратная сторона, впрочем, скучная и однообразно серая. Но лицевая - выше всяких похвал.

Другая банкнота того же периода носит более изобразительный характер рисунка, сделанного от руки. Стиль очень похож на манеру оформления книжек в 50-е годы.



В начале семидесятых - совершенно параллельно с голландцами - наступает время выпендрежа, который нередко сочетается с ультрамодными в то время семействами кривых, нарисованных на компьютере. Голландцы пишут все маленькими буквами и рисуют карикатуры на знаменитых людей, а чехи (и словаки) вместо нормального портрета Яна Жижки (как на предыдущей двадцатипятке) помещают его сомнительную скульптуру, да еще демонстративно обыгрывая одноглазость оригинала.

Обратная сторона дословно копирует средневековую гравюру, но вписывает ее в современное модерновое окружение, создавая так сказать разность художественных потенциалов.



Впрочем, надо заметить, что все актуально модные на данный момент вещи устаревают мгновенно - и куда быстрее классики. Эта абстрактная компьютерная графика сейчас выглядит очень наивно - как и, например, трехмерные титры в фильмах 80-х.

В 80-х годах Чехословакия создает новую серию банкнот, менее классическую и более живую, сделанную в характерном европейском стиле того времени. Никаких героев, ученые и художники, и общее оформление отражает деятельность знаменитого человека, изображенного на портрете.

Особо удачной я бы ее не назвал - некоторые бумажки из нее больше похожи на обертки от мыла, но двадцатка - просто шедевр. Я не устаю ей любоваться и считаю одной из самых красивых банкнот всех времен и народов. На ней изображен все тот же Ян Амос Коменский, а все остальное выражает и передает идею знаний и науки - от глаголического алфавита до книжки, из которой произрастают плоды учености.



После распада социалистического лагеря все бывшие соцстраны начинают срочный поиск национальных корней, скатываясь при этом в самую замшелую архаику. Вместо рабочих на деньгах появляются средневековые короли при всех регалиях, древние гербы, короны, замки и тому подобная параферналия.

Вот, например, новая чешская пятидесятка.



Святая Анежка Чешская. Как вам это нравится?

Обратите внимание еще вот на что: портреты на деньгах весь XX век постепенно увеличиваются, постепенно перестают помещаться в рамках и вырываются из них, и под конец занимают чуть ли не четверть площади. Это общая тенденция, не только чешская - сравните, например, старые и новые доллары.

Последнюю серию чешских денег рисовал знаменитый в стране художник Олдрич Куханек. Безмерно талантливый в своей профессии, но есть в его работах что-то болезненное, какая-то неприятная мизантропия. Некоторые его картины по содержанию больше напоминают рисунки злого прыщавого неудовлетворенного подростка в тетради по математике.

Перед тем как взяться рисовать новые банкноты, Куханек провел что-то типа тренировки, воспроизведя характерные ходы денег русских, бельгийских, американских и австро-венгерских. При этом там не обошлось без уродливых жирных лиц, алкоголиков, свиней с человеческими глазами и тому подобных изображений, поэтому я покажу только его подражание немецким маркам, как самую забавную работу. На ней изображена пианистка Клара Шуман с банкноты в 100 марок ФРГ и Карл Маркс опять-таки со ста марок, но уже ГДР.



А вот здесь он изобразил портреты со всех нынешних номиналов:


Взъерошенный старик в кипе с мудрыми еврейскими глазами, изображенный в левом верхнем углу, - это все тот же Ян Амос Коменский. Впрочем, тут он еще ничего. На двухсоткроновой бумажке он вообще выглядит тихо помешанным и ничем не напоминает того благообразного мудреца, которым его рисовали раньше.



В целом, несмотря на яркую индивидуальность самого художника, новые чешские деньги выглядят усредненно европейскими, по моде 90-х годов и не сильно интересны.

То же самое относится и к деньгам Словакии, где тоже слегка увлеклись модернизьмом, но умеренно. Можно сказать, частично, не на всю площадь рисунка.



Если вы не догадались, что тут происходит, то сообщаю: это Кирилл и Мефодий подносят народу свою азбуку. Сюжет для словаков, пишущих латиницей, какой-то не совсем аутентичный.

Однако будем надеяться, что чехословацкая школа все-таки сохранит свое лицо и в будущем еще порадует нас чем-то интересным.
Tags: банкноты, дизайн, чехословакия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments