gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Банкноты Финляндии

Финские деньги - совершенная противоположность французским, хотя обе страны вроде находятся в одной Европе. Французские - это буйство красок и фантазии, финские - минимализм, в котором однако же есть своя красота, как есть она в неказистой финской природе. Только временами вообще кажется, что это деньги инопланетян, настолько они бывают странные и не как у всех. Хотя технически никаких особых изобретений там нет, просто приемы используются редкие и необычные.



Вот деньги 1902 года. Вид их наводит на мысли исключительно об экономии. Трогательный узор из рыбок, в котором есть что-то эшеровское и одинокий рыбак на водной глади, возможно финский Герасим.



Вот двадцатые годы, когда у всех был арт-деко, а в СССР - соцреализм, финны по-прежнему на своей волне. Елочка, а вокруг колоски.



А на десятке что было, как вы думаете? Догадаться несложно. Если на пятерке елка, то на десятке дуб.

Вот вычислить, что было нарисовано на деньгах постарше номиналом, совершенно невозможно. Что-то настолько странное, что и описать трудно.



Что здесь вообще происходит? Почему эти люди голые - может, это нудисты? Зачем они собрались вокруг урны? И что это за нудизм на фоне завода? Почему один из парней нагло нарядился в широкие семейные трусы? Похоже, что идейные нудисты хотят за этот демарш дать ему молотками по голове, прямо на глазах ребенка - пусть с детства знает, что так делать нельзя.

Одни вопросы.

Обратите еще внимание на совершенно нестандартные пропорции банкноты.

Сцена на пятидесятке чуть понятнее.



Это точно нудистский пляж, на котором одна из женщин хвастается перед остальными отдыхающими свежепойманным крабом. Всем интересно, кроме мужика справа, который крутит пальцем у виска, дескать, дура ты дура, совсем не бережешь родную финскую природу, да еще это всем рассказываешь.

А вот тысячная. Совсем непонятная.



То ли это какой-то непостижимый разум внеземной ритуал. То ли эти люди идут к светлому будущему, олицетворенному озером, но неясно, что за артефакт они туда несут. Не то рыболовную сеть, не то большого питона. Отсутствие одежды, впрочем, намекает, что попутно состоится коллективное купание.

Пятитысячная, впрочем, резко выбивается из этих марсианских хроник. Слишком она уж нарядная и красочная, выламывающася из обычной финской сдержанности, так что ее художник был после разработки расстрелян. Наверное.

Здесь появляются крайне редкие гости - гильоши, тангирные сетки и прочие штучки, характерные для банкнот во всем мире. Так что предполагаю, что печаталась эта денежка вообще не в Финляндии, и дорабатывали ее тоже на стороне, хотя банк Финляндии уверяет, что это сугубо его разработка.


Изображен на ней некий Снелманн, философ и государственный деятель, вряд ли кому-то известный, кроме самих финнов. Мы еще не раз с ним встретимся.

В 1945 году до Финнляндии наконец дошла мода на соцреализм. В целом дизайн снова стал характерно финским. Гильоши еще чуть-чуть сохранились, но барочные излишества безжалостно убраны.



Впрочем, соцреализм мелькнул и исчез, и дизайнеры снова вернулись к традиционным ценностям, которые через много лет назовут экологическими и даже нью-эйджевскими.



Интересно, что финны очень любят довольно редкий прием - параллельные линии, искривляющиеся так, что возникает иллюзия рельефа. Жаль, разрешение не позволяет его хорошо продемонстрировать.


На крупных номиналах появляются портреты, в основном все тот же Снеллман.



Это настолько просто, что даже завидно.

Вот тут дизайн освежили, но за чужой модой по-прежнему никто не гонится. Ну почти.  Разноцветные гильоши тогда были популярны везде. Впрочем,  общее впечатление никак нельзя датировать 1976 годом. Что-то намного более раннее и солидное.



Сетка на лицевой стороне очень плавно меняет параметры и становится совершенно другой, что опять заставляет вспомнить Эшера. На обратной стороне путем имитации трехмерности сделана уже целая картина и к ней ненавязчиво добавлена орловская печать.

Не Снеллманом единым.



В 1986 году тот самый Эрик Брун, про которого я уже упоминал, нарисовал все банкноты с нуля, отрешившись от всех предыдущих традиций и выкинув на помойку гильоши, гравированные портреты и прочие иностранные выдумки. Все совершенно самобытное, ни на кого не похожее. но по-прежнему неяркое,не бьющее в глаза и минималистичное.



На портрете Пааво Нурми, на обратной стороне - небольшая загадка от дизайнера. Впрочем, если знать, кто такой был этот Нурми, то отгадать несложно.

На этом история самобытных финских денег, к сожалению, заканчивается. Все поглотил глобализированный пластиковый мир  с его унылым политкорректным евро, одним на всех.

Эрик Брун подавал на конкурс евро свой дизайн - без всяких портретов, одна природа, но, разумеется, без всяких шансов.





И напоследок интересный факт. Все дизайнеры финских банкнот были специалистами широкого профиля, причем почти все помимо всего прочего - архитекторами, оставившими после себя немало всяких домов.
Tags: банкноты, бонистика, дизайн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments