gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Транспорт Стамбула - 5. Автобусы. Разная экзотика. Дополняющий транспорт

Транспорт Стамбула - 1. Трамваи.
Транспорт Стамбула - 2. Паромы.
Транспорт Стамбула - 3. Метро.
Транспорт Стамбула - 4. Линия Мармарай.

Основной костяк транспортной системы Стамбула составляют, конечно, автобусы. Маршрутов очень много - почти пятьсот, самый короткий из них едет на три километра, самый длинный - на 140 км (!). Оплата все той же карточкой на валидаторе у водителя.



1. Для автобусов под центральной площадью Таксим сделаны вот такие подземелья. Эскалаторы слева ведут на станцию метро и к фуникулеру.



2. Автобусы в Стамбуле самые обычные, длинные - типа белорусских МАЗов. Честно сказать, поэтому я их не снимал - никакой экзотики. Есть только фото вот этого двухэтажного.



3. Кроме обыкновенных автобусов в городе есть еще одна линия так называемого метробуса. Это самые обычные автобусы, но едут они по отдельной выделенной линии, не пересекающейся с другим транспортом. Ветка очень длинная, охватывает практически весь Стамбул, причем и европейскую, и азиатскую сторону. Босфор она переходит по огромному так называемому Первому мосту, официальное название которого - имени мучеников 15 июля.

На фотографии хорошо видно, что движение на линии левостороннее - чтобы можно было использовать станции островного типа.



4. Стамбул, как и Рим, построен на семи холмах, поэтому резкие перепады высот в нем - дело обычное. Отсюда и использование в транспорте такой экзотики как фуникулеры. В отличие от Киева, где фуникулер - больше аттракцион, в Стамбуле это полноценная часть системы с большими потоками пассажиров.

Первый фуникулер был построен в пробитом туннеле еще в конце XIX века. Он так и называется - Туннель, и ведет от Галатского моста к Галатской башне.



5. Еще более модно выглядит фуникулер F1 от площади Таксим на Кабаташ. Внешне вагоны похожи на звездолет.



6. На Таксиме, чтобы никто не упал вниз, вход закрыт специальными дверями, которые открываются только по прибытии вагона - а ля ленинградские станции метро типа "горизонтальный лифт".



7. Внутри вагон выглядит так.



8. В Стамбуле имеются и канатные дороги, но это уже больше для развлечения. Например, одна ведет на холм Пьера Лотти, откуда открываются красивые виды.



9.


10. Нижняя станция канатной дороги TF2



Транспортную систему Стамбула дополняют другие виды транспорта, которые управляются уже частными компаниями, а не муниципалитетом.

11. В первую очередь, это конечно маршрутные такси, которые тут называются долмушами. Они сильно эволюционировали со времен, описанных Азизом Несином. Теперь это нормальные автобусы, только небольшие. Ну как небольшие? На украинских просторах они считаются стандартными, других у нас сейчас почти нет. Оплата в долмушах наличными вместо карточки.



12. Во вторую - это знаменитые стамбульские такси. Их очень много, а благодаря желтому цвету их сразу видно в потоке машин. Их номер написан большими буквами сбоку, а еще почему-то на крыше.



13.


14. Здесь такси едет прямо по выделенной трамвайной полосе. То ли это разрешено, то ли просто наглость.


О стамбульских таксистах ходит дурная слава. Говорят, что они любят обсчитывать и возить кругами. Поэтому в городе есть еще специальное туристическое такси голубого цвета, где, предположительно, не обсчитывают.

15. Школьников возят на экскурсии (предполагаю, что и в школу) на специальных микроавтобусах. Принадлежность их неизвестна.



16. В прошлом году был построен огромный аэропорт Стамбул, заменивший уже ставший тесным аэропорт Ататюрка. Но к старому аэропорту ходило метро, а новый расположен километрах в сорока от центра города, и метро к нему пока что только в планах. Поэтому там запустили огромные и очень удобные автобусы частной компании Havaist. Они ходят часто, и в разные районы города. Оплата все по той же карточке, 14 лир. Таксисты сдерут не меньше сотни.



В целом стамбульская транспортная система близка к идеальной. Но, разумеется, в ней тоже имеются недостатки. Вот что заметно сразу:

Первый: все это великолепие ходит исключительно до 24.00. Затем до шести утра уехать куда-нибудь можно исключительно на такси. Особых ночных рейсов, как во многих европейских городах, здесь нет.

Второй: пересадки с транспорта на транспорт могут быть довольно далеко - метров до 300. Транспортных узлов не так и много.

Но в целом, скажем честно, ни один украинский город, включая Киев, такой современной, большой и комплексной сетью похвастаться не может. Турки тут выше на две головы.

P.S. Чтобы не сложилось однобокого впечатления, посмотреть на сам Стамбул, который все эти автобусы и трамваи, собственно, обслуживают, можно здесь, у д-ра Александры.
Tags: автобусы, стамбул, транспорт, фуникулер
Subscribe

  • В. Тишков, "Реквием по этносу".

    К чтению этой книги я приступал с опаской. Тишков входил в первое ельцинское правительство, что само по себе клеймо, да еще С. Г. Кара-Мурза…

  • "Розыгрыш". Реж. Вл. Меньшов, 1976 г.

    Когда смотришь советские фильмы, неизбежно возникает раздвоение сознания, как в оптической иллюзии, где то ли выпуклый куб, то ли ты дырка в форме…

  • Урсула Ле Гуин. "Обделенные"

    Есть книги, из которых вырастаешь. Прочитал в детстве или подростком, перечитываешь взрослым и удивляешься: что я вообще находил в этом примитиве?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments