gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

"Розыгрыш". Реж. Вл. Меньшов, 1976 г.

Когда смотришь советские фильмы, неизбежно возникает раздвоение сознания, как в оптической иллюзии, где то ли выпуклый куб, то ли ты дырка в форме куба. Можно при некоторой сноровке даже по желанию переключаться между этими формами восприятия.

Можно смотреть советское кино по-современному, как любитель древностей, чувствуя себя немножко снобом, интересующимся не мейнстримными вещами.

А можно - так, как ты смотрел его раньше, когда еще сам был советским человеком и жил в том поле смыслов. Хотя с каждым годом это делать все сложнее и сложнее - уж очень отличается нынешнее социальное пространство от тогдашнего. Объяснить ребенку, почему герои ведут себя так, а не иначе, какими соображениями они руководствуются, - это еще можно, но все это в сильной мере уже выглядит просто художественной условностью, загадкой, для понимания которой надо знать контекст, а вовсе не изображением живой жизни, пусть и облагороженным искусством.

"Розыгрыш" - очень хороший фильм, не просто профессионально сделанный, но еще и очень творческий. Но сейчас воспринимаешь его как артефакт, найденный на Марсе: видно, что перед тобой нечто очень изощренное, вещь, сделанная, несомненно, высокоцивилизованными существами, но ее смысл и назначение улавливаются довольно слабо.

В сюжете ничего непонятно, если не знать одной вещи, и эту вещь вычислить из самого фильма можно только с большим трудом. Все герои действуют так, будто в мире есть некое трансцедентное начало, которому безусловно нужно подчиняться. Оно дано свыше и не обсуждается, его именуют "моральными нормами" или "правильностью".

Как ни странно, материалистическое советское общество движимо при этом явно не материалистическим "духом". Его сознание куда ближе к религиозному, чем у нынешних верующих, напоказ крестящихся при виде церкви, и потом спокойно идущими на работу обжуливать клиентов.

Цель педагогов в фильме  - передать этот "дух" ученикам, цель учеников - его воспринять. Одним это удается, при всей их "чуждости" (гитара, длинные волосы, сомнительные песни); другим - нет.

Если этого не понимать, то смысла в фильме нет вообще никакого, Мария выглядит дурой, взъевшейся на Комаровского, потому что ей вожжа под хвост попала, да и поступки всех остальных совершенно непонятны.
Tags: впечатления
Subscribe

  • Системы здравоохранения

    По комментариям к посту про медицину для богатых я заметил, что не все до конца понимают, что такое современная медицина. Побуду в очередной раз…

  • Одно из мгновений весны

    - Пишите: Юстас - Алексу. Новая строка. Вольф вылетел в Швейцарию по поручению Шелленберга - Генерал Вольф. Алекс может не знать его нового звания. -…

  • Ответ на японскую загадку

    Японская пословица гласит: Кто ни разу не был на горе Фудзи, тот глупец. Кто восходил на нее дважды - тот дважды... Закончите одним словом.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments