gatoazul (gatoazul) wrote,
gatoazul
gatoazul

Categories:

Дополнения к предыдущему посту

1. Несложно понять, почему цветистые истории от Галковского так популярны в среде людей, нетребовательных к качеству духовной пищи. Как раз потому, что они цветистые, основаны на эмоциях и будоражат воображение. Пинкер где-то давал такую картинку: вот сидят у костра наши первобытные предки и рассуждают, как появился мир. Ну и кто будет популярнее в качестве рассказчика? Тот, кто сочинит, как бог Хамсу боролся с драконом, а потом из его чешуи выложил земную твердь? Или зануда, который начнет затирать про сингулярность, вращающееся пылевое облако и ядерные реакции в звездах?

Британская криптоколония - это круто и завлекательно. Низкий уровень прибавочного продукта в России, из-за чего невозможно было содержать слишком большой аппарат и приходилось как-то это компенсировать, что вызвало такое-то и такое-то своеобразие государства - это скучно, и в мозг хомячков вмещается плохо.

2. Понимание русских националистов как сектантов, собранных вокруг кумира, прекрасно объясняет их странную манеру выписывать оппонента из русских, если им не нравятся его рассуждения. Казалось бы, вы только что рассказали, что русские - это культура и язык, что русские - это тот, у кого русские отец и мать, и т.д. И тут же заявляете, что я не русский, потому что я плохо отозвался о каком-нибудь Крылове или указал, что ваши рассуждения алогичны. А как же культура и язык? Как же мои почтенные родители? Как же мое самосознание и признание меня русским другими русскими? А никак.

Для харизматической секты это нормально - проверять каждого на соответствие их сектантским идеалам и соревноваться, кто лучше понял великого гуру.

Если бы они прямо называли себя сектой и выписывали из кружка русских наци-аналистов, то и претензий бы никаких не было. Я на участие в этом кружке никогда и не претендовал.

Но они же занимаются демагогией и нагло приписывают лично себе право решать, кто русский, а кто - нет.

Поэтому я в таких случаях прошу предъявить сертификат русскости и доверенность говорить от лица всего русского народа. И знаете что? Еще ни один не предъявил.

3. Попытался читать "Факап" Крылова, от которого многие его поклонники уринируют прямо-таки рабочим телом, нагретым градусов до 300, - как в водяном атомном реакторе. Не смог продвинуться дальше первой главы - вовсе не потому, что я с пиететом отношусь к Стругацким и меня оскорбила "деконструкция их мира", как написал один недалекий фанбой Харитонова. Я их как раз не люблю, но оставляю за писателями право на создание собственного мира. Меня отпугнула невыносимая фальшь текста.

Если вы читали прекрасную книгу Сергея Образцова "Моя профессия", то можете догадаться, почему. Если нет, вот большая цитата.



Персонажи различных произведений искусства вылеплены из разных сортов теста. Иногда близких друг к другу, даже если авторы принадлежат к разным странам, а то и разным столетиям, а иногда и очень далеких друг от друга, даже если авторы живут буквально рядом. А бывает и так, что персонажи, созданные одним и тем же автором, вылеплены настолько из разного теста, что и мечтать не в силах о встрече друг с другом.

То же самое относится и к художественным пространствам, в которых живут эти персонажи. Они бывают настолько разными, что просто несоизмеримы.

Наиболее наглядно это в произведениях пластического искусства. В живописи, графике, скульптуре. Ренуаровская девушка задохнулась бы на гогеновском Таити. Крабы и тростники Ци Бай-ши не смогли бы жить в прудиках персидской миниатюры. Репинская сосна не прижилась бы в коровинском саду. У рафаэлевской Мадонны не мог бы родиться эль-грековский Христос.

Совершенно то же самое и в произведениях повествовательного искусства. Фауст не мог бы встретиться с мамашей Кураж, Нос не мог бы заглянуть в карету Чичикова, а Чичиков, как это ни странно, не мог бы заехать в гости к Солохе. Все они очень похожи на людей – все люди, да из разного материала созданы и в разных художественных пространствах живут.

Не очень легко, но можно подобрать «партнеров» и по материалу и по характеру художественного пространства, причем эти возможные партнеры могут быть персонажами, созданными одним и тем же автором, а могут принадлежать и разным авторам и даже разным эпохам.

Что персонажи «Анны Карениной» и «Войны и мира» могли бы встретиться и разговаривать друг с другом, это довольно ясно. Хоть они и разделены несколькими десятилетиями, но по всей своей психологической структуре, по точной характеристике их внешнего вида, по разработанности характеров они составлены как бы из одних и тех же элементов.

Но гораздо интереснее, что при некотором, очень небольшом допуске можно себе представить встречу Анны Карениной и шолоховской Аксиньи. Обе написаны с такой документальной тщательностью и таким абсолютным правдоподобием и внешности и поступков, что вполне могли бы сесть рядышком и поговорить об их женской доле. Применяя искусствоведческий термин, можно сказать, что они равнообусловлены. Но, пожалуй, лучше обозначить их соотношения термином математическим. Они соизмеримы. Да и Наташа Ростова могла бы подойти к ним и вступить в беседу. Она в тех же измерениях.

Есть у Толстого в рассказе о Наташе один эпизод. Помните? Когда Наташа, встретив приехавшего Пьера, выбежала к нему с грязными детскими пеленками в руках. Счастливая. Ребенок здоров, желудочное заболевание кончилось.

Это одно из прекраснейших, лиричнейших мест романа. От девчоночьего поцелуя под пальмой, через угарную страсть к Анатолю, через трагическую любовь к Андрею привел Толстой Наташу к счастью жены и матери. Растрепанной, не следящей за собой, счастливой матери.

Есть у Шолохова место, определяющее полное счастье Аксиньи. Помните? Когда она засыпает, уткнувшись в потную подмышку Григория.

В детской пеленке и потной подмышке – соизмеримость Наташи и Аксиньи.

Ну, а может ли в компанию этих женщин войти Джульетта? Ей ведь тоже есть что рассказать им о своей любви!

Нет, не может. И не потому, что она веронка, и не потому, что жила в далекую, далекую эпоху. Не может потому, что она несоизмерима с ними. Разноусловна. Наташа Ростова может заболеть гриппом, или по-тогдашнему инфлюэнцей. У Наташи может быть насморк. Выбежав встречать Пьера, она может чихнуть или высморкаться и останется Наташей. Джульетта, выбежав на балкон к Ромео, не может ни чихнуть, ни высморкаться. Она перестанет быть Джульеттой. Она может умереть от любви, ее можно отравить, но заразить насморком невозможно. У нее иммунитет и от насморка, и от грязных пеленок, и от потной подмышки возлюбленного. Нет и не может быть такой подмышки у Ромео.


Дальше Образцов сводит эту разницу к степени обобщения, абстрактности рассказа, но на самом деле это не единственный критерий. Просто разные художественные пространства не соизмеримы.

Сочинение Харитонова - это халтура. Оно настолько грубо выламывается из художественного пространства Стругацких, из круга их идей и идеалов - как бы к ним не относиться - что выглядит рисунком озабоченного подростка, который прямо на холсте "Данаи" намалевал гигантский пенис - стилизованно, разумеется, потому что рисовать реалистично не умеет. Это никакая не деконструкция и даже не фанфик, как написал сам Крылов. В утопическом мире Стругацких, мире розовых коммунаров-единорогов, ничего из там описанного просто не было бы возможно - по определению. Это описание современных политических и экономических интриг, к которому для интереса добавлены собственные завлекательные выдумки, но имена героев и антураж взяты у других авторов. Попытка паразитирования по-простому - потому что Крылов никогда не был в состоянии придумать связный собственный мир, в который описываемые им события естественно бы укладывались, и потому ему постоянно приходилось заимствовать чьи-то чужие миры и щедро разбавлять их трахом и конспирологией под лейблом "вот как оно было на самом деле".

Такое топорное вмешательство в чужой текст его просто убивает.

Поэтому любителям писателя Харитонова я могу только посоветовать развивать свой вкус, в том числе на классической фантастике, потому что даже низкопробные произведения этого жанра на голову выше творчества покойного.
Tags: крылов, русский наци-анализм, харитонов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments